Президентская комиссия
Вчера президент Владимир Путин поинтересовался у главы Сбербанка Германа Грефа успехами в снижении ставок и борьбе с непрозрачными договорами. «В финансовом секторе иногда различного рода комиссии достигают еще одной ставки по кредиту», — не стал скрывать г‑н Греф.
«За последние месяцы ситуация с ликвидностью стабилизировалась, и мы видим тенденцию по снижению ставок на рынке», — доложил Герман Греф. «Ну, у вас-то не было особых проблем с ликвидностью, по-моему», — удивился Владимир Путин. «В конце прошлого года был очень большой дефицит ликвидности, в связи с этим все поднимали ставки по депозитам, и начало этого года было очень сложным», — не согласился г‑н Греф. «Так уже сколько времени прошло!» — пожал плечами президент.
«Примерно со второго квартала ставки по депозитам пошли вниз, и мы дважды начиная с марта снизили ставки по кредитам физическим лицам и по кредитам юридическим лицам», — рассказал глава Сбербанка. «Сейчас какая средневзвешенная ставка?» — перешел к цифрам президент. «По средневзвешенной ставке, наверное, говорить тяжело», — затруднился г‑н Греф. «Я понимаю, что по разным кредиторам разные ставки, но тем не менее», — настаивал Владимир Путин. «Если говорить о ставках для физических лиц, допустим, по ипотеке, у нас сегодня средневзвешенная ставка 12%», — к удивлению москвичей сообщил г‑н Греф.
Объем ипотечного портфеля достиг 1,07 трлн руб., Сбербанк выдает практически каждый второй ипотечный кредит в стране, рапортовал о достижениях Герман Греф. «Наша доля на рынке сейчас 49%, что, в общем, многовато, — отметил он. — В этом году за полгода мы выдали в полтора раза больше ипотеки, чем в прошлом».
Если в прошлом году примерно 25—30% жилья продавалось через ипотеку, то в этом — 45%. Если инфляция снизится, а ликвидность удержится, до конца года, возможно, удастся снизить ставки. Сегодня средний срок ипотеки составляет 15 лет, средний срок погашения — примерно 7,5 года, то есть подгоняемые высокими ставками россияне расплачиваются ускоренно.
Президент Путин спросил и про мелкий шрифт в договорах: получателям кредитов должно быть изначально все понятно. «Чтобы там не было каких-то закопанных вещей, которые люди изначально не видят, — где-то в конце мелким шрифтом что-то написано, а потом сталкиваются с реальными проблемами, к которым не готовы, — заявил президент. — Это и для людей плохо, и для банков».
На финансовом рынке есть понятие «асимметрия информации», согласился г‑н Греф. «Единственные ставки, которые регулируются на развитых рынках, — это ставки для физических лиц, в частности по потребкредитам, — добавил он. — Там устанавливаются потолки ставок, и рынок очень жестко регулируется».
Раньше существовало до десяти всевозможных комиссий, два года назад Сбербанк пошел на отмену всех комиссий для физлиц. «Мы, с одной стороны, потеряли в доходе, с другой стороны, часть этой комиссии мы, конечно, переложили в ставку, — не постеснялся признать глава Сбербанка. — Но зато нет никаких претензий со стороны людей».
Сейчас совместно с Центробанком разрабатывается закон, который регулировал бы этот рынок, потому что действительно огромное количество комиссий зашивается в непрозрачные договоры, признался Герман Греф. «Иногда ставка по различного рода комиссиям достигает размера еще одной ставки по кредиту, — продолжил он. — И эту ситуацию нужно менять, особенно с учетом того, что, по нашим оценкам, сегодня закредитованность граждан уже достаточно велика, особенно по потребительским кредитам».
Нужно начинать процесс рефинансирования, в частности, в так называемых банках, которые в пунктах продаж предоставляют кредиты, ставки по которым достигают 90% годовых, знает глава Сбербанка. «Мы с этой осени начинаем акцию по рефинансированию таких кредитов, — заявил он. — Мы не участвуем — у нас есть специальный банк совместно с «БНП Париба», который начал кредитование в пунктах продаж (Cetelem. — РБК daily). Но если человек дойдет до нашего отделения, то ставка у него будет максимум 17,5% годовых. Поэтому стоит прийти с этим кредитом в отделение и рефинансировать его по значительно более низкой ставке, чтобы резко снизить обслуживание этого кредита. Сегодня 20% доходов домохозяйств тратится на обслуживание кредитов — это уже достаточно большая нагрузка на доходы населения».