Вагоны уехали от досмотра
Ространснадзор решил наказать экспертные организации, допустившие нарушения при выдаче в 2012 году разрешений на продление срока службы грузовых вагонов. Под санкции попали шесть организаций — в сентябре у них приостановят действие сертификатов. Та же учесть ожидает остальных экспертов. Источники на рынке утверждают: дело не в «допущенных ошибках», а в намерении Ространснадзора ужесточить требования к продлению срока службы вагонов и решить проблему с профицитом составов.
В скором времени научно-производственная фирма «Интернаучвагонмаш» может лишиться возможности проводить экспертизу и диагностику грузовых вагонов. Компания попала в число тех 12 организаций, которые, по утверждению Ространснадзора, «с нарушениями» выдали разрешение на продление срока службы вагонов в 2012 году. Надзорная служба планирует отправить «подозрительные» вагоны на повторную проверку, отставив их от эксплуатации 1 октября.
Теперь Ространснадзор взялся и за самих экспертов. На прошедшем 27 августа совещании в Росжелдоре служба предложила приостановить свидетельство на право продления срока службы вагонов у шести организаций. Такое же предложение планируется вынести и в отношении остальных шести экспертных компаний. Предполагается, что решение по этим вопросам будет принято на следующем заседании комиссии по железнодорожному транспорту, 10 сентября.
«Мало того, что мы несем убытки, не можем работать из-за выданного ранее предписания, так теперь нас полностью отстраняют от работы», — возмущается гендиректор «Интернаучвагонмаша» Александр Третьяков. Его компания в судебном порядке пытается оспорить решение Ространснадзора.
Предполагается, что свидетельства экспертных организаций будут восстановлены после вступления в силу нового положения о порядке продления сроков службы грузовых вагонов. Однако вопрос, на какой срок может продлеваться эксплуатация вагонов, до сих пор не решен: весной Ространснадзор инициировал сокращение этого периода с 11 лет до одного года, объясняя это участившимися случаями крушений и сходов поездов. Это предложение вызвало недовольство операторов. По их подсчетам, ежегодно рынок покидало бы около 20 тыс. вагонов (на данный момент около 250 тыс. вагонов являются продленными). Тогда Минтранс пошел на уступки, разработав проект, увеличивающий срок продления в среднем до пяти лет.
Источник РБК daily среди операторов утверждает: Ространснадзору все же удалось убедить профильные органы ограничиться однолетним продлением срока службы вагонов. «Сейчас никакого решения по продлению нет, но мы уже три месяца работаем по негласному правилу Ространснадзора, и они нам дали четко понять, что такая норма будет закреплена», — говорит собеседник РБК daily. По его словам, ситуация с экспертами — прямое следствие вопроса с продлением, ведь для службы важно решить проблему с профицитом вагонов, а для этого лучше подключить в качестве экспертов структуры РЖД.
«У Ространснадзора много к нам претензий — в частности, что мы не выезжаем по месту требования. Однако это всего лишь отговорки, на самом деле им просто невыгодно с нами работать», — говорит собеседник РБК daily в одной из экспертных организаций, пожелавший остаться неназванным.
Фактически нужен повод, чтобы отозвать сертификаты и выдавать их заново уже на более жестких условиях и, вероятнее всего, меньшему количеству экспертных организаций, считает глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Кроме того, отзыв сертификатов парализует продление в четвертом квартале 2013 года и начале 2014 года, резюмирует он.