«У нас получился крепкий бюджет»
Ситуация в экономике остается неопределенной, прогнозов возможного ухудшения ситуации все больше. Вопреки пессимизму экономистов из МВФ и Минэкономразвития правительству Москвы удалось сформировать оптимистичный бюджет со сниженным прогнозом по дефициту. Вчера он был представлен на заседании правительства города. О новых параметрах бюджета столицы на 2014 год и плановый период 2015—2016 годов РБК daily рассказал и.о. министра столичного правительства, руководителя департамента экономической политики и развития города МАКСИМ РЕШЕТНИКОВ.
— Вы представили бюджет столицы на сложный период, большинство экономистов ожидают стагнацию. Какие прогнозы положены в основу документа?
— Мы не можем не учитывать ту ситуацию, которая складывается вокруг, а фон сложился умеренно негативный. Прогнозы МВФ отмечают замедление роста экономики по всем основным экономическим центрам. Минэкономразвития корректирует прогнозы роста экономики страны в сторону уменьшения. Конечно, мы не можем это игнорировать. Но и впадать в уныние тоже больших оснований нет. Экономика города будет расти. Да, чуть меньше, чем в среднем экономика страны. На ближайшие три года мы планируем ежегодный рост в среднем на 2,5% — это то, что называется умеренно-оптимистический сценарий. Но таким темпам развития позавидуют многие крупные города мира. Все ключевые показатели прогноза — ВРП, инвестиции, рост заработной платы — находятся в позитивном тренде.
— Бюджет тоже умеренно-оптимистический?
— Скорее нет, бюджет реалистичный. Ну, может, немного консервативный, как и положено бюджету. Дело в том, что мы не можем в полной мере положить эту оптимистичную динамику в основу бюджета. Есть один показатель, динамика которого не такая благоприятная. Это прибыль компаний, в этом году она снизилась на 30%. Мы понимаем, что налог на прибыль — это один из системообразующих показателей бюджета. Это конъюнктурное замедление ударит по показателям рентабельности экономики, которая в этом году существенно снизится. Есть еще изменения в налоговом законодательстве: о консолидированных группах налогоплательщиков, практика применения ускоренной амортизации, что также существенно снижает прибыль. В результате мы рассчитываем, что поступление в бюджет налога на прибыль в лучшем случае останется на прошлогоднем уровне. В то же время у нас будет увеличиваться поступление НДФЛ за счет роста зарплат, неплохо идут имущественные налоги. Это — обычный для мировых мегаполисов тренд. В результате на 2014 год доходы планируются в размере 1,486 трлн руб., рост к оценке доходов за этот год — 3,3%. Рост на 2015—2016 годы чуть больше — 4,3—4,8%.
— Перед тем как перейти к вопросу о расходах, как исполняется бюджет в этом году?
— По уточненным оценкам, мы ожидаем роста налоговых доходов по сравнению с прошлым годом на 2,9%. Я думаю, это будет неплохой показатель на фоне исполнения региональных бюджетов в целом. Всего доходов получим около 1,437 трлн руб. Если говорить о расходах, на конец года это будет чуть более 1,6 трлн руб. Дефицит закрывается остатками прошлого года и средствами от приватизации активов, в частности от продажи МОЭК. К заимствованиям на финансирование дефицита мы не прибегали, только на рефинансирование долгов.
— А что с расходами нового бюджета?
— Бюджет — это инструмент решения задач развития города. Поэтому при формировании бюджета в основу была положена программа развития города, семь приоритетов, которые были опубликованы в начале лета. Более того, все лето на основе предложений москвичей, общественных организаций, экспертов шла доработка этой программы, появлялись новые идеи и мероприятия.
С другой стороны, были и объективные факторы, влияющие на расходы, которые мы не могли не учесть. Так, число детей школьного и дошкольного возраста в ближайшие три года вырастет на 100 тыс. Вторая тенденция — дальнейшее снижение смертности и увеличение продолжительности жизни. Здесь мы выходим на параметры развитых городов. В результате у нас увеличится число москвичей старше трудоспособного возраста, пенсионеров. Оба этих фактора мы обязаны учитывать при проектировании бюджета, тем более в Москве беспрецедентный по масштабам страны пакет льгот. Также необходимо обеспечить реализацию указов президента по доведению заработной платы до заданного уровня. Поэтому бюджет Москвы просто обязан быть социально ориентированным. Что и получилось — на цели социальной поддержки, образования и здравоохранения приходится более 54% расходов.
— Остались ли деньги на инвестиции или все ушло на социальные расходы?
— С инвестициями все в порядке. Объем адресной инвестпрограммы на 2014—2016 годы — более 1,1 трлн руб. Этого достаточно, чтобы обеспечить наши приоритеты: метро, наземный транспорт, дороги, развитие социальной инфраструктуры — поликлиник, школ, детских садов. Но можно сказать и шире: те расходы, которые мы называем «бюджетом развития», куда, помимо стройки, входят капремонт объектов, локальные мероприятия, благоустройство, закупка оборудования, составляют в бюджете на 2014 год более 520 млрд руб., или 30%. Это очень высокий уровень, но он городу объективно необходим.
— Если на всем этом экономить было нельзя, как правительство сбалансировало бюджет?
— Во-первых, благодаря повышению собираемости налогов, активной работе с налоговой службой. Во-вторых, город учится зарабатывать деньги даже «из воздуха», например на наружной рекламе. Растет и поступление неналоговых доходов, например вследствие наведения порядка с использованием городского имущества и земель. Важнейшая тема — контроль за закупками. В городе за три года создана многоуровневая система этого контроля. В итоге в 2012 году у нас экономия составила 150 млрд руб., за восемь месяцев этого года — 90 млрд. Наконец, там, где это возможно, мы стараемся заменить бюджетные инвестиции внебюджетными. Так, коммунальную инфраструктуру в большем объеме должны строить сами тепловики, энергетики, водоканал. Закупка подвижного состава для строящихся объектов метрополитена пойдет по механизму контрактов жизненного цикла, это позволило высвободить значительный объем средств — почти 100 млрд. Идет большая работа по привлечению инвестиций в социальные объекты, в объекты культурного наследия. Город предлагает инвестировать в их реконструкцию и обновление на условиях последующей льготной аренды. Разумеется, при условии их использования по целевому назначению. В ряде случаев это также позволяет снять избыточный груз бюджетных инвестиций.
В наших программах нам удалось консолидировать все ресурсы и мероприятия, реализуемые в интересах города. В результате на каждый рубль бюджетных расходов сейчас приходится рубль внебюджетных средств: федерального бюджета и внебюджетных фондов, частных инвесторов, собственных средств учреждений, инвестиций предприятий-монополистов.
— В Москве в прошлом году бюджет был исполнен с дефицитом. Как в плане на ближайшую трехлетку изменился прогноз этого показателя?
— Расходы бюджета на 2014 год сформированы в объеме 1,65 трлн руб., дефицит — 164 млрд. Если сравнивать с предыдущим бюджетным планом, дефицит даже уменьшился. Тенденция на 2015—2016 годы — также сокращение дефицита. Но реальный дефицит будет раза в два ниже, как это всегда и бывает. Покрывать будем за счет реализации непрофильных активов, сейчас прорабатываем эту программу под необходимый объем — на 2014 год это 58 млрд руб. Будут использованы и переходящие остатки, которые традиционно формируются на конец года. И только в крайнем случае будем занимать.
Могу сказать, что мы довольны получившимся бюджетом. Бюджет крепкий, устойчивый к любым внешним рискам. Бюджет эффективный — мы по максимуму реализовали принцип «больший результат за те же деньги». Бюджет в интересах всех москвичей.