Уж лучше вы к нам
История с арестованным 26 августа в аэропорту Минска Владиславом Баумгертнером может повлиять на российско-белорусские бизнес-проекты. Вчера Сергей Когогин сказал журналистам, что не станет ездить в некогда дружественную соседнюю страну. Это решение может затормозить объединение КамАЗа и МАЗа.
«Я в Белоруссию ездить не буду», — сказал журналистам гендиректор КамАЗа Сергей Когогин в кулуарах конференции Comtrans. Руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев отметил, что Когогин является «основным переговорщиком» в объединении российского предприятия и МАЗа. Он не стал комментировать дальнейший ход переговоров, если в них не будет участвовать Когогин.
Объединение двух предприятий обсуждается с 2010 года, когда впервые была озвучена идея создания холдинга «Росбелавто». Сначала обсуждался обмен акциями предприятий, но белорусские власти отказались от этого варианта. Первоначально Сергей Когогин ездил в Белоруссию ежемесячно, но уже полгода как там не был, говорят на КамАЗе. Белоруссы ездили в Россию намного чаще.
Все изменилось после того, как в начале этого года президент Белоруссии Александр Лукашенко назвал объединение предприятий «бандитской акцией» со стороны России. По его словам, приватизация белорусского МАЗа путем слияния с российским КамАЗом на условиях Москвы невозможна. Лукашенко уличил российское предприятие даже в отсутствии денег на инвестиции в МАЗ и планов по его модернизации.
Помимо объединения с МАЗом до сих пор обсуждается вопрос объединения КамАЗа и МЗКТ. Летом этого года гендиректор корпорации «Ростех» (владеет 49,9% акций КамАЗа) Сергей Чемезов, сообщил журналистам о том, что госкомитет по имуществу Белоруссии предложил структурам «Ростеха» приобрести 75% минус одна акция МЗКТ. «Проводится оценка этих акций. Рассматривается вариант инвестирования в предприятие с российской стороны за счет допэмиссии, то есть деньги от продажи акций пойдут на развитие самого предприятия. Возможно, переговоры завершатся до конца этого года», — отмечал он. Один из источников РБК daily, знакомый со сделкой, признает, что разница в оценках предприятия со стороны Белоруссии и России различается в 4 раза. Согласно отчетности МЗКТ, стоимость предприятия составляет 31 млн долл. Как отмечают в корпорации «Ростех», переговоры до сих пор ведутся.
26 августа в Минске по подозрению в злоупотреблении властью был задержан гендиректор российского «Уралкалия» Владислав Баумгертнер. Следственный комитет Белоруссии предъявил ему обвинение в причинении ущерба на 100 млн долл. «Беларуськалию», избрав меру пресечения — содержание под стражей. 3 сентября белорусская сторона сделала фигурантом этого дела российского миллиардера Сулеймана Керимова, контролирующего через фонд Suleyman Kerimov Foundation 21,75% акций калийной компании. Против него было заведено уголовное дело по статье, которая грозит лишением свободы до десяти лет с конфискацией имущества. Сам Керимов по линии Интерпола был объявлен в международный розыск.
Вчера министр внутренних дел Белоруссии Игорь Шуневич поделился с журналистами своими соображениями о том, что российская сторона должна активнее участвовать в вопросе привлечения к уголовной ответственности Сулеймана Керимова. «Есть общий принцип: суди или отдай для суда», — сказал Игорь Шуневич.
Видимо, такая позиция Минска не осталась без внимания Сергея Когогина. «Это, конечно, больше эмоциональное заявление, — комментирует высказывание главы КамАЗа научный сотрудник Центра политических исследований Института экономики РАН Ирина Селиванова. — Это больше выражение солидарности с менеджментом «Уралкалия».