АвтоВАЗ соберет Renault-Nissan в Казахстане
Альянс Renault-Nissan с АвтоВАЗом начинает производство автомобилей в Казахстане. Гендиректор созданного «Азия Авто Казахстан» Ержан Мандиев рассчитывает не только на рынок своей страны, но и на поставки автомобилей своего производства в Россию.
АвтоВАЗ и Renault-Nissan обсуждают выпуск в Казахстане моделей нового поколения на глобальных платформах. Как рассказал РБК daily Ержан Мандиев, АвтоВАЗ в СП получил 25% плюс одна акция и будет участвовать как технологический партнер. Российское предприятие также передаст права на использование товарных знаков, конструкторской, нормативно-технической документации для выпуска автомобилей Lada. Директор по внешним связям АвтоВАЗа Игорь Буренков эту информацию подтвердил.
Финансовым партнером «Азия Авто Казахстан» станет группа «БИПЭК Авто», которая более десяти лет импортирует автомобили Lada в Казахстан и контролирует более половины авторынка республики. Инвестиции в новый завод составляют 400 млн долл. Передача основной части активов будет произведена в 2014 году. Предприятие сможет выпускать до 120 тыс. автомобилей в год. Мощность производства первой очереди составит до 60 тыс. машин в год. «Исходя из текущих рыночных прогнозов мы ожидаем выход на проектную мощность первой очереди в 2016 году и полной загрузки второй очереди к 2019—2020 годам. В первые семь лет работы объем выпуска достигнет 500 тыс. автомобилей стоимостью 6 млрд долл. Из них до 90 тыс. автомобилей уйдет на рынки Сибирского и Дальневосточного федеральных округов России», — говорит г-н Мандиев.
Ержан Мандиев до июня 2013 года занимал должность президента «Азия Авто», на которой проработал десять лет. «Азия Авто» является крупнейшим в Казахстане предприятием по выпуску автомобилей Lada 4x4 (бывшая «Нива») и некоторых моделей Skoda, Chevrolet и Kia. В 2012 году завод произвел 16,5 тыс. автомашин. В 2013 году объем выпуска автомобилей может увеличиться в 2,5 раза.
АвтоВАЗ еще в 2008 году подписал соглашение о сотрудничестве с «Азия Авто». Глава СП поясняет, что решение об участии компании в создании производства в Казахстане требовало детального рассмотрения со стороны новых акционеров АвтоВАЗа. «Сегодня будущие мощности в Усть-Каменогорске стали частью стратегических планов альянса. Переход к полному циклу откроет перед нами и нашими партнерами новые возможности на рынке», — с гордостью говорит Ержан Мандиев. По его словам, окончательные решения по производимым моделям будут приняты в ближайшее время, но с высокой долей вероятности это будут Lada Granta и новая Lada Kalina.
Представитель Renault, которая является акционером АвтоВАЗа, пояснил РБК daily, что компания изучает возможность производства на площадке «Азия Авто», но никакого решения пока не принято. Глава Renault в России Бруно Анселен в разговоре с РБК daily отметил, что планирует в октябре посетить предприятие в Казахстане.
Заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто говорит, что авторынок Казахстана по объемам продаж намного меньше российского, по при этом демонстрирует значительную динамику роста продаж. «Страна небогатая, но уровень доходов постоянный. Основной спрос приходится на Lada», — говорит эксперт. Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков предполагает, что российское предприятие при вхождении в СП получило гарантии со стороны правительства Казахстана. «Крупные инвестиции в локальном регионе не всегда бывают оправданны», — рассуждает г-н Рожков. Модели автомобилей Renault и Nissan лет через пять также могут собирать в Казахстане, добавляет эксперт.