Лимузин для президента
Правительство помогло главе Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) Максиму Нагайцеву исполнить детскую мечту — создать новую модель легкового автомобиля. НАМИ стал единственным исполнителем проекта по разработке и внедрению в производство автомобилей для первых лиц государства. Он получил контракт без конкурса, так решил премьер Дмитрий Медведев.
Максим Нагайцев начинал работу в автомобильном бизнесе после окончания МГТУ им. Баумана в 1991 году, вместе с партнерами занимался ремонтом автоматических коробок переключения передач (АКПП). Позже он стал совладельцем и гендиректором «Кате» (предприятие также специализировалось на выпуске АКПП), контроль в котором был у Екатерины Игнатовой, супруги главы «Ростеха» Сергея Чемезова. Потом пять лет работал на АвтоВАЗе, где совмещал позиции вице-президента по техническому развитию и члена совета директоров. В НАМИ пришел в 2011 году.
Он не скрывает, что на АвтоВАЗе ему не удалось реализовать детскую мечту о создании нового поколения легковых автомобилей. Несмотря на то что автозавод направил около 1,5 млрд руб. на разработку платформы С-класса, проект был свернут после прихода Renault-Nissan. По его мнению, проект НАМИ по созданию лимузина, который получил рабочее название «Кортеж», помимо автомобилей для управделами президента и ФСО позволит выпускать автомобили для частных клиентов. По словам г-на Нагайцева, сейчас в России спрос смещается в сторону более дорогих автомобилей. По его мнению, в проекте может быть использован опыт компании Marussia, которая сначала пыталась выпускать суперкары в России, затем пробовала это делать в Финляндии, группы ГАЗ и ЗиЛа. Представитель группы ГАЗ не стал комментировать возможность участия группы в проекте.
О создании автомобиля для первых лиц государства в управлении делами президента задумались в 2010 году. Правда, тогда все мысли сводились к использованию автомобилей, создаваемых на платформе ЗиЛ. «На сегодняшний день президенту страны и премьер-министру предлагаются машины иностранного производства — Mercedes, которые закупает Федеральная служба охраны. Управление делами президента работает с компаниями BMW и Mercedes», — отмечали в администрации президента. Сейчас Владимир Путин — один из немногих президентов, который использует бронированный автомобиль, произведенный не в собственной стране, — Mercedes-Benz Pullman S600. Его коллега из США Барак Обама ездит на американском Cadillac One, а канцлер ФРГ Ангела Меркель — на немецком Audi A8.
Эксперты без особого оптимизма оценивают этот проект. Без привлечения иностранных автопроизводителей нереально реализовать проект по созданию представительских автомобилей, считает директор auto-dealer.ru Олег Дацкив. Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов отмечал, что разработка конструкции, двигателя и организация серийного производства — весьма трудоемкий и дорогостоящий проект.