Нефтесервис ждет поддержки Минэнерго
Рынок российского нефтяного сервиса с ежегодной выручкой 25 млрд руб. находится в упадке и может быть поделен между зарубежными игроками. Вытесняемые технически превосходящими их иностранными сервисными компаниями, россияне работают на грани рентабельности. Ситуацию усугубляет возросшая кредитная нагрузка на отечественный нефтесервис в части затрат на модернизацию. Минэнерго намерено до конца года рассмотреть меры стимулирования этой отрасли.
«Сделано в СССР»
По данным источника в Минэнерго, в четвертом квартале 2013 года в ведомстве пройдет повторное заседание рабочей группы по вопросам российского нефтесервиса под председательством министра Александра Новака. Обсуждению, как говорят в ведомстве, подвергнется комплекс предложений, разработанных компаниями после первого заседания рабочей группы. Среди них: сокращение сроков оплаты работ с 60 до 30 дней, учет инвестиционной составляющей в договорных отношениях, увеличение сроков их заключения с одного до трех лет, льготные ставки по кредитам, ужесточение санкций к недобросовестным компаниям.
Поводом для разработки мер стали системные проблемы в российской нефтесервисной отрасли. Не приходя в себя после кризиса 2008 года, предприятия находятся как в финансовом, так и техническом упадке. Впрочем, средств для перевооружения не хватало и до кризиса. Российский нефтесервис в основном использует буровые установки (БУ), выпущенные в советский период. Последний массовый выпуск датирован 1987—1991 годами (в этот период было введено в эксплуатацию чуть более тысячи БУ), а за последующие 20 лет — в три раза меньше. Максимальный разрешенный срок службы установок — 25 лет, и соответствующее массовое списание — в 2013—2016 годах.
Неконкурентоспособное техническое состояние российских компаний приводит к тому, что более 65% объема нефтесервисных работ выполняют иностранцы. К тому же за последние десять лет доля западных компаний на нефтесервисном рынке увеличилась в шесть раз (для сравнения: в Норвегии свыше 70% работ на шельфе выполняют местные компании, в Китае этот показатель составляет почти 100%). Усугубляет положение российских сервисников и система отложенных платежей, введенная благополучно прекратившей свое существование ТНК-ВР: оплата работ после 90 дней после их проведения.
Модернизация в кредит
Самый крупный в России нефтесервисный игрок — холдинг «РУ-Энерджи Групп» — только с начала 2013 года инвестировал в модернизацию уже более 6 млрд руб. Источник инвестиций — кредиты. «Буровые установки оснастили современными буровыми насосами, системами очистки, системами верхнего привода. Расширили парк цементировочных флотов нового поколения, закупили мобильные буровые установки для операций зарезки боковых стволов, комплексы оборудования для капитального ремонта скважин, не имеющие аналогов в России», — констатируют в компании. Собственник Азад Бабаев взял курс на модернизацию и технологический прогресс, за счет которого компания сможет работать безаварийно, в сжатые сроки, давать заказчику тот результат, которого он ждет.
Серьезная кредитная нагрузка сегодня у Сибирской сервисной компании (ССК). Ее замгендиректора Алексей Канашук говорит, что 40% парка БУ компания вынуждена обновлять в кредит. «Еще в 2007 году ССК разработала программу модернизации и обновления парка БУ, понимая, что имеющийся парк стремительно стареет и не вполне соответствует текущим потребностям по техническим требованиям. Старту реализации данной программы в немалой степени помог долгосрочный договор на 2007—2009 годы с крупнейшим на тот момент заказчиком, компанией «РН-Юганскнефтегаз». Кризис 2008 года и последовавшее за этим снижение стоимости услуг в 2009—2010 годах заставили внести в данную программу значительные коррективы и не позволили ее полностью реализовать», — констатирует г-н Канашук. Компания сегодня балансирует на грани рентабельности.
Занимаются обновлением парка БУ и в ГК «Интегра», но привлекаются ли для этого кредитные ресурсы — неизвестно. В апреле «Интегра» заключила соглашение с Seneal International Agency Ltd. о продаже девяти из 41 наземной БУ, а также относящихся к ним активов, расположенных в Восточной Сибири. Сумма сделки составила 69 млн долл., которые будут выплачены частями до конца года. На момент сделки четыре из этих девяти БУ не были активны и не задействованы в программе бурения. После завершения сделки средний возраст оставшихся буровых «Интегры» снизится с 16 до 11 лет. Президент группы Феликс Любашевский заявил, что сделка соответствует стратегии по улучшению качества и эффективности производственных активов, поэтому они продают наиболее старую часть своего парка буровых установок.
В поисках выхода
Высокая кредитная нагрузка может в ближайшей перспективе привести к выкупу ряда отечественных игроков зарубежными игроками нефтесервисной отрасли.
«Что касается компаний с высоким долгом, то тут вряд ли ситуация будет отличаться от аналогичных случаев в других отраслях. Никто не заинтересован в том, чтобы хоронить успешно работающий бизнес, — рассуждает начальник аналитического управления УК «Арсагера» Артем Абалов. — Либо таким компаниям удастся рефинансироваться, либо у них сменится мажоритарный акционер путем прямой продажи бизнеса или объединения с другими, более сильными в финансовом отношении компаниями».
По мнению г-на Абалова, отрасли необходима господдержка. «Рынок нефтесервисных услуг в России, безусловно, имеет хороший потенциал. Этому способствует как наличие крупной минерально-сырьевой базы, так и сохранение достаточно высоких цен на углеводородное сырье. Во всем мире нефтесервисный сектор является одним из центров инноваций в отрасли и поддерживается властями. Речь идет именно о поддержке, а не о жестком госрегулировании».
С экспертом согласен президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. «Вопрос в том, нужны ли зарубежным игрокам наши компании? В каждом отдельном случае необходимо рассматривать активы и долговые обязательства. Но я полагаю, что мы должны идти по другому пути и укреплять наши сервисные компании, делать их более мобильными и крупными, улучшать их финансовое состояние, — считает он. — Кредиты могут быть более льготными, да и заказчики должны рассчитываться не через 90 дней, а через 20—30».
Геннадий Шмаль уточнил, что в проекте постановления правительства «О поддержке отечественного нефтесервиса», направленном в правительство Минэнерго, содержатся перечисленные меры поддержки. «В Союзе нефтегазопромышленников будет создано такое направление, в комитете ТПП по энергетической стратегии и развитию ТЭК планируется создать соответствующее подразделение, — рассказывает о разработанных мерах поддержки г-н Шмаль. — Быть зависимыми от зарубежных нефтесервисных компаний чревато негативными последствиями для промышленной и энергетической безопасности России. Нужно всячески поддерживать отечественный сервис».
Нефтяники поддержат
Вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) на словах поддерживают предложенные меры. Ранее НК «Роснефть» в письме на имя председателя совета Союза нефтегазопромышленников России Юрия Шафранника заявляла, что готова рассмотреть предложения сервисных компаний в отношении оптимизации формата сотрудничества и компания согласна «с предложенными рабочей группой инициативами».
О том, что ВИНК пошли навстречу сервису, говорит и Алексей Канашук. «Состоявшиеся на различных площадках (в Совете безопасности России, Государственной думе, Торгово-промышленной палате, Минэнерго. — РБК daily) обсуждения вопроса по проблемам нефтесервиса принесли свои плоды, и крупные недропользователи с государственным участием вступили в диалог и при определенных условиях готовы принять ряд предложений, поступивших от нефтесервисных компаний. В первую очередь это долгосрочные договоры и формирование программы обновления оборудования под данные договоры». Меньший интерес к разработанным предложениям, по мнению Артема Абалова, могут проявить нефтекомпании, имеющие в своем составе сервисный блок. «Так или иначе остается надежда, что благая цель — поддержка отрасли и стимулирование инноваций — не будет подменена очередным витком государственного регулирования», — надеется он.