Лента новостей
Google Play прекратит платежи разработчикам из России. Что это значит 09:18, Статья Стартовали продажи седана для деловых людей Lada Aura: обзор автомобиля 09:10 Что будет с курсом юаня в 2025 году: прогнозы экспертов 09:00, Статья Военная операция на Украине. Онлайн 08:58, Онлайн Фигурант дела о бронежилетах просил снять арест из-за участия в боях 08:37, Статья Владимир Путин встретился с Нурсултаном Назарбаевым 08:19, Новость Муж Блиновской обжаловал решение о ее банкротстве 08:01, Новость ФСБ около года вела наблюдение за бывшим рязанским губернатором 08:00, Статья Таланты в условиях «голода»: как сохранить ценных сотрудников 07:59 «Ъ» узнал о пропаже фигуранта дела об аферах с секретными бункерами 07:55, Статья Власти Киевской области сообщили о работе ПВО 07:29, Новость Bloomberg узнал, что США попросили Ирак не пускать оружие Ирана в Сирию 07:17, Новость Над Россией за ночь сбили 37 дронов 07:08, Статья Финляндия оценит, нужны ли ее армии запрещенные противопехотные мины 07:02, Статья Мосгорсуд признал законным штраф Ивлеевой за дискредитацию армии 06:51, Новость На чем будут ездить чиновники и госслужащие 06:44 В Сирии обнаружили крупную лабораторию по синтезу «наркотика джихада» 06:30, Статья Брат Карла III заявил о разрыве связи с китайцем, обвиняемым в шпионаже 06:14, Новость
Газета
«Тендеры на 2014 год могут вскрыть серьезные проблемы»
Газета № 176 (1709) (2509) Общество,
0

«Тендеры на 2014 год могут вскрыть серьезные проблемы»

Владелец «РУ-Энерджи Групп» Азад Бабаев о господдержке нефтесервисной отрасли
Фото: РБК
Фото: РБК

Инвестиционную составляющую в тарифах на свои услуги российские нефтесервисные компании заложат уже в тендеры на 2014 год: ВИНК могут получить повышение стоимости их работ на 20—25%. Председатель совета директоров «РУ-Энерджи Групп» АЗАД БАБАЕВ уверен, что договориться с добывающими компаниями относительно стоимости услуг возможно, но для стабилизации добычи необходимо поддержать инициативу о дополнительных налоговых льготах для сервисников при работе на месторождениях с трудноизвлекаемой нефтью.

— Какие основные проблемы существуют у российской неф­тесервисной отрасли?

— Эти проблемы уже обозначены в соответствующих документах, инициированных комитетом по энергетической стратегии Торгово-промышленной палаты и комитетом по энергетике Государственной думы.

Прежде всего необходима налоговая поддержка нефтесервисников, которые применяют современные инновационные технологии, направленные на увеличение нефтеотдачи и повышение коэффициента извлечения нефти. Другой важной задачей является борьба с контрафактной продукцией, так называемым черным рынком нефтегазового оборудования. Недобросовестных производителей такого оборудования нужно исключать из реестра поставщиков. Необходимо создать механизм формирования базовых цен на услуги сервисных компаний, который бы позволил устранить дискриминацию в этой сфере, снизить возможность злоупотреблений со стороны компаний-монополистов. В тендерных условиях и договорах на поставку продукции необходимо запретить заказчикам устанавливать отсрочку платежей за поставленную продукцию или выполненные услуги на срок более 30 дней.

Еще не так давно 70% сервиса находилось внутри самих нефтедобывающих компаний. Сейчас, кроме «Сургутнефтегаза» и «Татнефти», все нефтяные компании выделили их в отдельный бизнес. И практически сразу сервис превратился в профессию «второго сорта», хотя профессионализм нефтесервисников зачастую выше, чем у добытчиков. К этому еще добавилась низкая стоимость услуг — я говорю не обо всех. ЛУКОЙЛ, к примеру, внимательно относится к своему сервису.

— Можно ли договориться с ВИНК?

— Было бы правильным высокими пошлинами на импорт жестко закрепить и четко реализовывать принцип: российским предприятиям — не менее 70% сервисного обслуживания. По существующему же законодательству запретить какой-либо компании, в том числе мелкой, участвовать в тендере за нефтесервисные объемы не получится. Выбор все равно остается за заказчиком. И не думаю, что серьезные нефтедобывающие компании будут использовать малоизвестные, не имеющие авторитета, рекомендаций нефтесервисные организации. Но в любом случае, даже если такие, с позволения сказать, фирмы-однодневки и участвуют, они не могут претендовать на серьезные объемы. Компания-заказчик, как я уже говорил, проводит селективный отбор будущих подрядчиков и видит, что при всей привлекательности цены, которые предлагают такие организации, отдавать им объемы себе дороже: их оснащенность не соответствует техническому заданию, они не могут обеспечить полный цикл нефтесервиса и прочее.

Поэтому, участвуя в тендере, очень важно отстаивать свои интересы, то есть четко доказать заказчику, из чего складывается ваша цена: показать преимущество используемых технологий, техническую оснащенность, опыт кадрового персонала, наличие серьезных, также авторитетных субподрядчиков. Что вы способны в рамках рамочного договора сдать скважину, что называется, под ключ. Словом, продемон­стрировать безусловное преимущество перед конкурентами. И уверяю, серьезные нефтедобывающие компании согласятся на качество, пусть даже по более высокой цене. Ведь известно, что скупой платит дважды.

— Пойдут ли нефтяные компании на уступки сервисной отрасли? Велись ли переговоры с ВИНК и завершились ли они успешно?

— Тендеры на 2014 год могут вскрыть проблемы, поскольку ценовая политика нефтяников будет формироваться в лучшем случае на уровне 2013 года. Но я прогнозирую, что сервисные компании не пойдут на это. Тендеры будут проводиться на уровне 20—25% повышения стоимости услуг.

Во время июньского совещания нефтесервисников, ТПП РФ, общественных организаций с участием министра энергетики Александра Новака некоторые нефтяные компании сами обмолвились, что готовы заложить в свои контракты, к примеру, инвестиционную составляющую для нефтесервисников на модернизацию. «РУ-Энерджи Групп» провела переговоры с основным заказчиком о повышении расценок за услуги — эти переговоры прошли успешно.

— Какие из направленных в Минэнерго мер по выводу из кризиса российской нефтесервисной отрасли вы считаете реальными к принятию?

— Все предложения, которые мы совместно разработали с рабочей группой при комитете по энергетической стратегии ТПП РФ, актуальные и значимые, считаю реальными к принятию. Другое дело, что эти заседания и обсуждения — только начало большого длинного пути.

— Не будет ли сопротивления по предложенным сервисными компаниями мерам со стороны антимонопольных, контролирующих органов?

— Если примет участие Минэнерго и Государственная дума, то, надеюсь, что нет. В протоколах есть рекомендации и к ФАС России, и Минпром­торгу, и Минэкономразвития, и многим другим ведомствам.

— На выставке «НефтьГазТЭК», которая проходила с 17 по 19 сентября в Тюмени, первый зампредседателя комитета Госдумы по энергетике Василий Тарасюк заявил, что Госдума готова рассмотреть налоговые послабления для сервисных компаний и нефтяных компаний в части добычи трудноизвлекаемой нефти. Насколько это необходимо?

— Налоговые послабления в части добычи трудноизвлекаемой неф­ти подвигнут нефтяные компании начать разработку таких запасов, что выразится в дополнительных объемах бурения и других нефтесервисных услуг. А это, в свою очередь, хорошо для сервисников — дополнительная работа, а следовательно, дополнительная выручка. А если при этом еще будут налоговые льготы и для сервисных компаний, это также дополнительная выгода. При разработке трудноизвлекаемых запасов предполагается использование новых и новейших технологий и оборудования. Сервисные компании, которые будут участвовать в этом процессе, будут иметь реальные шансы повысить свой инженерный, технологический и технический уровень.