«Основная проблема «Формулы-1» в том, что в настоящее время в ней не лучшие пилоты»
В беседе с корреспондентом РБК daily ДМИТРИЕМ ПАНОВЫМ канадский гонщик РОБЕРТ ВИКЕНС, в прошлом победитель чемпионата «Формулы-3» и тест-пилот команды Marussia F1 Team, а ныне один из сильнейших пилотов DTM, выигравший этап серии на Нюрбургринге в составе команды STIHL Mercedes AMG, рассказал о том, как он тренируется, что думает о «Формуле-1», а также о том, почему у него нет ни одного штрафа за превышение скорости.
«Мне повезло»
— Сегодня этот вопрос задают всем иностранным пилотам, впервые поездившим на Moscow Raceway — ведь вы участвовали в московском этапе DTM: какие впечатления от трассы?
— Она полностью соответствует европейскому уровню. Мне очень понравилась ее инфраструктура. Все отлично построено, согласно требованиям, которые предъявляют к таким объектам. От самого трека получаешь настоящее удовольствие. Я бы сказал, что он стимулирует пилотов. Очень хороший трек.
— Как вы пришли в автоспорт? Что этому способствовало?
— Мне нравились гонки еще в детстве. Я начал с картинга, и уже тогда выяснилось, что у меня есть потенциал для большого автоспорта. И еще меня окружали хорошие люди, которые мне помогали, за что я им благодарен.
Мне повезло: с 2006 года в течение пяти лет меня спонсировал Red Bull. Потом моим спонсором была российская команда «Маруся». Она финансировала меня до прошлого года, пока не перешел в команду Mercedes DTM. В общем, мне везло с людьми, которые меня поддерживали. Они дали мне возможность быть гонщиком.
— Это обычная биография гонщика — начинать с картинга?
— Есть и другие пути. Но где-то 95% пилотов прошли через картинг.
— Вы сами организуете свой тренировочный процесс или кто-то помогает?
— Я занимаюсь этим сам, поскольку хорошо знаю, что именно мне нужно. На ранней ступени карьеры меня направлял тренер, но затем многочисленные поездки сделали это невозможным. Сегодня ты в Москве, завтра на Нюрбургринге... Да и стоит это немалых денег, которые в принципе можно оставить себе.
— Когда вы готовитесь к DTM, на треке проводите много времени?
— Тренироваться на машинах DTM — это дорогое занятие, поэтому нет. Прежде всего я должен быть в хорошей физической форме. Я много бегаю, занимаюсь велосипедом, плаванием и многими другими видами спорта. Чтобы поддерживать форму, необходимую для гонок, я трачу два часа в день.
— Используете какие-нибудь гоночные игровые симуляторы для подготовки?
— Нет, никогда.
«Мне кажется, что я самый медленный «гонщик» на улице»
— Выходит, что на самом треке вы тренируетесь немного времени?
— Вся жизнь состоит из постоянных тестов, чемпионатов, и это лучшая подготовка.
— И то же самое было, когда вы ездили в «Формуле-3»?
— Да. Я родился в Канаде, сейчас живу в Европе. Уже в 16 лет я покинул родину для того, чтобы делать спортивную карьеру. Гонки — это моя жизнь, это все, чего мне удалось добиться. Я и в университет не пошел, чтобы сконцентрироваться на гонках.
— Когда вы почувствовали себя профессиональным гонщиком?
— С самого начала, потому что всегда много и упорно работал для того, чтобы мечта ездить в высокопрофессиональных гоночных сериях стала реальностью.
— На какие достижения вы рассчитываете в будущем?
— На множество побед.
— Вы сейчас еще не думаете о том, чем будете заниматься после завершения спортивной карьеры?
— У меня есть еще по меньшей мере десяток лет. Конечно, мне надо заглянуть в будущее, но сейчас я полностью сконцентрирован на гонках.
— А ваша любовь к пилотированию гоночной машины как-то отражается на вождении на дорогах общего пользования?
— Мне кажется, что я самый медленный «гонщик» на улице. У меня нет ни одного штрафа за превышение скорости.
— Почему самый медленный?
— Не вижу смысла в том, чтобы гонять по обычным дорогам. Вы едете по автобану со скоростью 120 км/ч и получаете от этого удовольствие.
— Какая у вас машина?
— Купе Mercedes-Benz С-класс 350.
— Вам такие машины нравится водить?
— Это вопрос. Все зависит от того, где ты живешь, от окружающих условий. Если в Канаде, то лучше ездить на внедорожнике. Например, на G65 (Mercedes Gelandewagen). Если в Европе — то хорошо подойдет А45 AMG. Очень спортивная машина.
— Вы называете такие мощные автомобили, а говорите, что водите медленно. Зачем они тогда?
— Чтобы лучше почувствовать экономию топлива... (смеется) Конечно, для удовольствия. Но, как я уже сказал, мне совсем не нравится гнать под планку ограничителя скорости.
— И вам нравятся внедорожники?
— Они комфортные. А если необходима какая-то универсальность, то внедорожник — лучшее, что можно пожелать.
— Сейчас вы полностью сфокусировались на DTM?
— Да, это именно то, чем я хотел бы заниматься.
— А «Формула-1»? Вы были в ней тестовым пилотом (в команде Marussia F1 Team).
— Я не вижу для себя возможности стать в ней победителем в ближайшие пять лет. Побеждать в DTM гораздо интереснее, чем просто участвовать в «Формуле-1».
— Почему вы так скептически смотрите на свои шансы в «Формуле-1»?
— Конечно, я мог бы побеждать и в «Формуле-1». Но переход в нее потребовал бы адаптации к другой технике пилотирования, пришлось бы начинать с самого начала в категории GP и, что самое главное, иметь немалые денежные средства от спонсоров, поскольку нужен очень дорогой болид. В моем случае это невозможно. А в DTM у меня кузовная машина от Mercedes, и я могу выигрывать как пилот компании Mercedes.
— А вы стали бы выступать в качестве боевого пилота за «Марусю», если бы вам предложили?
— Почему нет? Но сначала — предложение. Вопрос в спонсорах...
— Но, возможно, ваши успехи в DTM привлекут спонсоров?
— Нет, дело не в этом. Основная проблема Ф-1 в том, что в настоящее время в ней не лучшие пилоты. На вершине списка — да, они есть. Но не дальше. Вы можете быть лучшим гонщиком в мире, но без спонсоров в «Формуле-1» вам ничего не добиться.
— Получается, для входа в «Формулу-1» ваши способности играют вторую роль?
— В «Формуле-1» это так.
— Как вы оцениваете потенциал российских гонщиков в гонках мирового уровня?
— В 2008—2009 годах в команде Red Bull я был вместе с Михаилом Алешиным. Он очень хороший гонщик. В 2010 году на GP3 со мной в команде был сильный пилот Иван Лукашевич. Мы с ним даже в одном месте в Англии жили. Это было весело.