Избиратель, явись!
Депутаты Госдумы из фракций «Справедливая Россия» и КПРФ внесли в нижнюю палату парламента законопроект, в котором они предлагают снизить обязательную для проведения референдума явку с 50 до 25%. Инициатором стал ныне беспартийный Дмитрий Гудков, который считает эту идею шагом в своей борьбе за возвращение прямых выборов мэров в России.
В пояснительной записке к поправкам в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» авторы приводят данные о явке на выборах за последние пять лет. «Явка избирателей неуклонно снижается в течение всего указанного периода, — утверждают они. — Выборы федерального уровня с трудом преодолевают порог в 50%, в то время как в региональных выборах в большинстве случаев принимает участие порядка 16—25% избирателей, внесенных в списки избирателей на территории проведения выборов. В ряде регионов начиная с 2011 года явка на выборах местного уровня регулярно составляет порядка 10%. Несмотря на это, все представители власти, избранные в результате подобных выборов, признаются легитимными».
Вадим Соловьев,
секретарь ЦК КПРФ по правовым вопросам (подписался под законопроектом)
Сегодня невозможно провести референдум. В том числе из-за явки. Нужно, чтобы пришло не менее половины избирателей и проголосовало не менее 50% из них. Явка явно завышена. Власть, я имею в виду «Единую Россию», сделала так, чтобы оппозиция не могла провести референдум, а это важно и используется во многих странах. В России назрело множество вопросов, которые можно решить таким способом. КПРФ выносило на референдум 17 вопросов. Например, о приватизации природных ресурсов, о гарантиях бесплатного образования, об оплате ЖКХ, составляющей не более 10% доходов. Я уверен, что нас поддержат все оппозиционные партии и, может быть, представители «Народного фронта».
Леонид Огуль,
фракция «Единая Россия», представитель ОНФ
Они всегда ратуют за проведение референдумов. Таким образом, они, наверное, хотят себе облегчить шаги по разрешению каких-то вопросов? Но я считаю, что активность людей не нужно загонять в рамки.
Референдум и выборы нельзя ставить параллельно, потому что референдум более открыт и демократичен, человек выражает свое мнение. Здесь нельзя отталкиваться от процентов на выборах. Я выступлю против, если законопроект вынесут на голосование.
Дмитрий Орешкин,
политолог
Это предложение имеет, скорей, пропагандистский характер. Мы не Швейцария, у нас нет традиции проводить референдум по всякому поводу. У нас это слишком дорогое удовольствие. Поэтому если и проводить референдум, то по очень большому случаю. В частности, они могут касаться каких-то конституционных статей. По решению Конституционного суда для пересмотра Конституции необходимо мнение более половины избирателей всей страны. У нас 108 млн избирателей, то есть нужно, чтобы проголосовало не менее 54 млн человек. Если мы снизим явку до предлагаемых 25%, то это заведомо не будет иметь нужного количества.
Напомню про знаменитый «ельцинский референдум». Тогда за переизбрание Верховного совета проголосовало 67% пришедших. Но Конституционный суд под руководством Зорькина сказал, что для этого требуется изменение Конституции и, соответственно, однозначное мнение половины населения. А тех 67% проголосовавших оказалось меньше, чем 50% жителей страны.
Сергей Иванов,
фракция ЛДПР, зампред комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Ситуация такая: чтобы выборы признали состоявшимися, хватит, грубо говоря, голосов членов участковой комиссии, если никто не придет. А чтобы референдум признать состоявшимся, установлена довольно высокая планка. Она сохранилась с тех пор, когда мы принимали Конституцию на референдуме. И тогда были большие сомнения: пришло ли столько людей, чтобы признать выбор состоявшимся?
В принципе предложение поможет более оперативно решать вопросы. Референдум — это воля народа, и она подлежит немедленному исполнению, не нужно никакое законодательное закрепление. Я проголосую за эту инициативу.