«Набор расходных требований»
Ведомство Татьяны Голиковой обрушилось с острой критикой на проект бюджета на ближайшую трехлетку. Официальное заключение палаты вчера было направлено в Госдуму. Голикова, получившая новую должность меньше месяца назад, продемонстрировала характер и осведомленность в бюджетном процессе: она отработала в Минфине 17 лет, из которых последние восемь — на должности заместителя и первого заместителя министра.
Целый ряд претензий госаудиторов относится к излишней оптимистичности прогноза, лежащего в основе бюджета. Заложенного в нем невысокого роста доходов населения и потребкредитования может оказаться недостаточно для планируемого увеличения потребительского спроса. А слабая эффективность инвестиций и сокращение инвестпрограмм компаний инфраструктурного сектора не позволят обеспечить и ожидаемый уровень инвестиционного спроса. Все это может привести к тому, что планируемые темпы экономического роста (3% в 2014 году) не будут достигнуты. Слишком завышены, по мнению Счетной палаты, и ожидания роста производительности труда.
Впрочем, малореалистичный прогноз — слабая сторона всех последних бюджетов. «Сравнительный анализ динамики прогнозных и отчетных макроэкономических показателей за ряд лет указывает на существенные расхождения их значений, что свидетельствует о недостаточной степени достоверности и надежности разрабатываемых прогнозов», — отмечается в заключении. Аналитик «Финам» Антон Сороко подтверждает: «В 2013 году расхождения с проектом бюджета также значительны, в основном из-за невыполнения плана по привлечению инвестиций, росту ВВП и оттоку капитала».
Множество вопросов у контрольного ведомства вызвала доходная часть бюджета. По 3% прогнозируемых доходов (более 400 млрд руб.) Минфин не представил никаких расчетов, по целому ряду статей они сильно завышены. Как обычно, слишком многого министерство Антона Силуанова ждет от выпуска гособлигаций (в 2014-м на внутреннем рынке планируется занять 808,7 млрд руб.) и приватизации (в следующем году государство хочет продать активы на 196,8 млрд руб.), считают в Счетной палате. В частности, в 2012 году Минфин занял на внутреннем рынке менее 70% от заложенного в бюджете, а поступления от приватизации составили 74,7% от прогноза. За восемь месяцев текущего года недополучение доходов из этих двух источников еще больше — прогноз выполнен на 42,8 и 38,7% соответственно. Очередного срыва плана продажи госактивов в 2014‑м ожидает и Антон Сороко: «Фондовый рынок в России пока не готов принимать большие объемы новых размещений, которые планирует правительство».
Существуют риски недопоступления в бюджет налогов на прибыль, НДС, а в случае неурегулирования вопроса с беспошлинными поставками в Казахстан и Белоруссию — еще и экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, поставляемые в эти страны, предупреждают авторы заключения. А некоторые поступления в бюджете, наоборот, не отражены вовсе, например акцизы на импортный бензин и дизельное топливо (за девять месяцев этого года составили 4,1 млрд руб.).
Непонятно, как будет действовать Минфин, если столкнется с непрогнозируемым увеличением дефицита, продолжают финансовые контролеры: в материалах к законопроекту на этот случай нет никаких сценариев и алгоритмов использования различных источников финансирования. Главный экономист по России и СНГ Barclays Capital Владимир Пантюшин полагает, что в таких обстоятельствах ведомству Антона Силуанова придется сократить суммы нефтегазовых доходов, направляемых в Резервный фонд, а также увеличить заимствования как на внешнем, так и на внутреннем рынке. О том, что Минфин рассматривает возможность поднять планку внешних займов с 7 млрд до 10 млрд долл. в год, на прошлой неделе говорил сам Силуанов.
Есть у палаты замечания и по расходам. В связи с переходом на программно-целевое бюджетирование в бюджете на 2014—2016 годы они составлены исходя из новой бюджетной классификации, которая, по мнению Счетной палаты, «снижает прозрачность бюджета и затрудняет сопоставление видов расходов по сравнению с 2013 годом». Большое количество претензий у ведомства Татьяны Голиковой и к самим госпрограммам.
Три из них — «Развитие пенсионной системы», «Обеспечение обороноспособности», «Социально-экономическое развитие Арктической зоны до 2020 года» — еще не приняты, а качество принятых сильно хромает. В частности, они слабо соотносятся друг с другом: в большинстве из них отсутствуют разделы, содержащие информацию о взаимосвязи со смежными госпрограммами. А часто увязать их невозможно технически: госпрограммы существенно варьируются по срокам их реализации (от 5 до 18 лет). По мнению госаудиторов, все это «свидетельствует о преимущественно отраслевом, ведомственном подходе к их формированию». Об этом Татьяна Голикова уже говорила в прошлый вторник, когда поддержала идею министра финансов Антона Силуанова перенести срок приведения госпрограмм в соответствие с бюджетом с 1 ноября этого года на начало следующего.
Вообще переход к программно-целевому бюджетированию пока в значительной степени декларативен, следует из материалов Счетной палаты. В большинстве госпрограмм он «подменен финансированием от достигнутого, и большинство сформированных программ в значительной степени являются набором расходных требований, недостаточно подкрепленных обоснованными целями, задачами, показателями», указывают подчиненные Татьяны Голиковой. Это мнение разделяет и главный экономист «ВТБ Капитал» Владимир Колычев: «Складывается впечатление, что цели, заявленные на следующие годы, просто продляют тренд предыдущих лет. Но не стоило ждать от первого программного бюджета чего-то революционного. На многие министерства новые требования свалились, как снег на голову, и они подходили к ним чисто формально».