Ловец случайного
В среду вечером в Москве скончался фотограф Валерий Левитин, целая эпоха в отечественной репортажной фотографии. Человек, вспоминая о котором, коллеги говорят «энергичный», «профессиональный», «неоднозначный», сравнивают со знаменитым американским хроникером 60-х Ларри Кларком. Сам о себе Левитин говорил, что шедевров не снимает — снимает жизнь.
Валерий Левитин родился в Москве в 1960 году, в фотокружок ходил с детства. И хотя отучился в Московском инженерно-строительном институте и даже три года проработал мастером в строительном управлении «Мосстроя», но в итоге оказался в журналистике. С конца 80-х он уже сотрудничал с журналом «64 — Шахматное обозрение» издательства «Советский спорт», со «Столицей», с газетами «Мегаполис-Экспресс» и «Собеседник». Затем десять лет, с 2001 по 2011 год, Левитин работал на «Коммерсантъ». Он снимал когда-то совсем еще молодого Гарри Каспарова, снимал футбол и дзюдо, как фоторепортер объездил горячие точки распавшегося Советского Союза, от Грузии до Латвии, снимал штурм Белого дома в 1993 году и контрастную Москву 90-х.
В последние годы был известен как светский хроникер, не простой, но с очевидным налетом сатиры. Памятны его снимки в коммерсантовской серии «Пьющая элита»: вот Виктор Черномырдин испытующе смотрит на бутылку шампанского, вот Алексей Митрофанов со значением кусает за ухо Машу Малиновскую, а вот Петр Авен готовится махнуть стопку с чем-то прозрачным.
Он знал привычки и жесты своих героев, говорил в своих интервью, что случайное на самом деле поймать сложно, но сам ухитрялся вылавливать именно случайную, чистую эмоцию и потому особенно ценную.
Последние годы Левитин работал в РИА Новости, агентство и сообщило о его скоропостижной смерти. 31 октября он должен был отправиться в Омск, на открытие своей персональной выставки в Музее изобразительных искусств им. Врубеля. В декабре ему исполнилось бы 53 года.