Трудности перевода
Возврат следователям права инициировать уголовные дела по налоговым преступлениям стал одной из главных тем завершившегося вчера IX Всероссийского налогового форума. Представители бизнес-сообщества усомнились, что правоохранители достаточно компетентны, чтобы разобраться в тонкостях бухучета.
После либерализации законодательства в 2011 году расследование налоговых преступлений в отредактированной ст. 140 УПК получило особый статус: право возбуждать уголовные дела от правоохранителей фактически перешло к налоговикам. «В соответствии с новым порядком, получая информацию о налоговом преступлении, полицейские не могут начать проверку, требовалось направить информацию в налоговые органы, чтобы они провели проверку», — сетовал на тематическом круглом столе руководитель аппарата комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Иван Соловьев. По его словам, это нарушает нормы как материального, так и процессуального права и приводит к дестабилизации работы правоохранителей. «[На запросы следователей] пошли формальные отказы налоговиков, которые предлагали проводить проверки через четыре-шесть месяцев, а что там останется через полгода? Ничего. Нельзя будет никакую доказательную базу собрать. Лучше вернуться к уголовному порядку», — доказывал Иван Соловьев.
Старший инспектор СКР Георгий Смирной также ратовал за возвращение права инициировать расследования налоговых преступлений своему ведомству, а в перспективе — создать финансовую полицию. «Только 15% уголовных дел возбуждали на основании налоговых проверок — сама конструкция ст. 122 Налогового кодекса и УК, общие принципы уголовной и налоговой ответственности в корне различаются, — отметил г-н Смирнов. — Около 60% преступлений остаются невыявленными налоговым органом, он лишен возможности проводить оперативно-разыскные мероприятия, его полномочия ограничены».
После вступления поправок статистика по налоговым преступлениям снизилась в разы (вместо 12—13 тыс. — 3 тыс. уголовных дел в год), но она отражает реальное положение дел, уверен один из руководителей «Деловой России», депутат Госдумы Рафаэль Марданшин. «Если поправки, запретившие возбуждение уголовного дела по налоговому преступлению без заявления потерпевшего и зафиксированного причинения вреда, будут отменены, скорее всего, пострадает добросовестный бизнес, который ведет все дела в открытую, — заявил депутат Марданшин. — Решение должны принимать квалифицированные специалисты, а не рядовые сотрудники правоохранительных органов». Сделать вывод, что налог не уплачен, можно только по итогам налогового периода (как правило, это год. — РБК daily), этот вопрос находится в исключительной компетенции налоговой службы, добавил директор департамента налогового администрирования МТС Дмитрий Корнев. Если все налоговые дела опять вернут в ведение полицейских, это «нивелирует» тенденцию урегулирования налоговых споров на досудебной стадии, заключил он.
12 ноября автор поправок 2011 года премьер Дмитрий Медведев публично подтвердил свою уверенность в правильности принятого два года назад решения. Вскоре после этого глава государства заявил, что не видит особых проблем с возвратом силовикам прежних полномочий по налоговым делам, а «если кто-то с чем-то не согласен, как Кудрин сделал в свое время, — он перешел в экспертное сообщество».
70% участников опроса, проведенного ТПП осенью среди 188 компаний, оценили уровень налоговой нагрузки как высокий, сообщил вчера участникам форума президент палаты Сергей Катырин. По его словам, 117 из 128 существующих налоговых преференций не приносят фактической пользы налогоплательщикам.
Глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин оказался более оптимистичен. С 1 января 2014 года эксперимент с личным кабинетом для физлиц (с 2009 года оплачивать счета можно онлайн) распространят и на юрлица. Работу нового сервиса уже испытали на 500 компаниях в 22 регионах страны. Кроме того, со следующего года в рамках закона об оздоровлении бизнес-среды и развитии условий для честной конкуренции ФНС вводит обязательное декларирование НДС в электронном виде.
ФНС также собирается распространить досудебный порядок урегулирования на все налоговые споры (сейчас он применяется только при несогласии с решениями камеральных и выездных проверок). ФНС при этом отводится 15 дней, чтобы ответить на все претензии налогоплательщиков. «Это будет серьезный вызов для службы, но мы обязаны будем ответить (в этот срок). Позже это сократит и жалобы, и судебные издержки», — уверен глава ФНС.