Лента новостей
В Китае объяснили цель совместного патрулирования с ВКС России 07:10, Новость Трамп выдвинул «политического палача» в директоры ФБР 07:04, Статья Оператор лайнера SH Diana заявил об урегулировании ситуации с туристами 06:56, Статья Кандидат в президенты Румынии заявил об отсутствии связей с Москвой 06:45, Новость Машина премьера Японии Исибы столкнулась с автомобилем охраны 06:18, Новость Пожарные в Тбилиси слили на дорогу воду под аплодисменты протестующих 05:51, Статья В Росавиации сообщили о дозаправке в Каракасе рейсов из Москвы в Гавану 05:38, Новость Минобороны Норвегии анонсировало центр десантных операций НАТО в Арктике 05:12, Новость Фицо заявил о невозможности победы над фашизмом без СССР 05:09, Новость Ученые объяснили долетевший до Земли удар «галактическим каннибализмом» 05:00, Статья Кнайсль назвала «грязной игрой» поставки оружия в Сирию и на Украину 04:42, Новость Богомаз сообщил о гибели ребенка при массированной атаке дронов 04:24, Статья В Таллин прибыли шесть военных кораблей НАТО 04:16, Новость Госдеп убрал из поста в X о Грузии упоминание о России и ЕС 03:50, Статья При падении железной птицы на фестивале во Франции пострадали 13 человек 03:50, Новость В Петербурге перекрыли дамбу из-за угрозы повышения уровня воды в Неве 03:24, Новость В Сирии опровергли сообщения о попытке госпереворота 03:08, Новость В Калужской области начался пожар после атаки беспилотника 03:00, Новость
Газета
«Я принимал участие в строительстве Гостиного Двора и не позволю себе устроить тут какой-то рынок»
Газета № 219 (1752) (2611) Общество,
0

«Я принимал участие в строительстве Гостиного Двора и не позволю себе устроить тут какой-то рынок»

Владелец торгового дома «Шатер» Михаил Хубутия — о передаче Гостиного Двора департаменту культуры
Фото: РБК
Фото: РБК

Московские власти давно пытаются определить судьбу Гостиного Двора — в 2011 году его хотели пустить с молотка, но на прошлой неделе от этой идеи отказались. Теперь площадку, скорее всего, ждет судьба Манежа, то есть передача в управление столичному департаменту культуры. О перспективах Гостиного Двора и о том, как можно обидеть бизнесмена, корреспонденту РБК daily АНАСТАСИИ ДУЛЕНКОВОЙ рассказал владелец и глава торгового дома «Шатер» МИХАИЛ ХУБУТИЯ, управляющий Гостиным Двором в данный момент.

Памятник за большие деньги

— Как вы относитесь к возможности передачи Гостиного Двора в управление департаменту культуры?

― Когда чиновники принимают такие решение, это меня сильно удивляет и даже обижает не как предпринимателя, как государственника. У нас законная аренда Гостиного Двора еще на много лет вперед, я не очень понимаю, как его будут отдавать департаменту культуры. В 1999 году правительство Москвы вложило в Гостиный Двор около 700 млн долл. Мы как будущая управляющая компания активно в этом участвовали. Когда мы начали управление, первое, что сделали, — стали заполнять отведенные для ресторанов помещения. В Гостином Дворе с каждой стороны расположились по одному-два ресторана. Практически все их создал я, деньги в них вложены лично мои, потому что никто из крупных операторов не хотел сюда идти — ни Андрей Деллос, ни Аркадий Новиков. Я приглашал их на условии, что я вкладываю деньги, а они управляют и получают большую часть прибыли, а минимальную часть отдают нам, чтобы мы отбивали затраты. Но никто не соглашался, так как здесь нет парковки, и к тому же в сознании людей самый центр больше предназначен для бизнеса, нежели для отдыха.

— Когда пару лет назад Гостиный Двор выставляли на аукцион, вам не предлагали выкупить его на паритетной основе?

― Предлагали, но Москва хотела продать его за очень большие деньги. А за большие деньги его никто не купит — это памятник архитектуры. Чтобы Гостиный Двор стал выгодной покупкой, в нем нужно организовать торговые ряды. Тогда можно окупить затраты. Но я принимал участие в строительстве Гостиного Двора, ночи здесь проводил, потратил на возрождение этого исторического места лучшие молодые годы и не позволю себе устроить тут какой-то рынок. Решение продать весь комплекс Гостиного Двора было принято, когда в столице сменилась власть. Нас уговорили продать свою долю вместе с ними. Тогда я городу сказал, что, если вы продадите Гостиный Двор по такой цене (в 2011 году мэрия оценивала весь Гостиный Двор в 4,5 млрд руб. (около 150 млн долл.), или 1,9 тыс. долл. за 1 кв. м. — РБК daily), даже за половину этой суммы, я перестану заниматься бизнесом в Москве. Заявление о продаже площадки вместе с партнером, с Хубутией, было сделано, но никто не купил, как видите.

— А сейчас вы не планируете продавать свою долю?

― Это наша собственность, почему мы должны ее продавать? Я горжусь тем, что мы сохранили, раскрутили Гостиный Двор. В это вложено немало и наших личных денег. У нас 51% в четырехзвездочной гостинице «Софитель», которая стоит без движения уже третий год. Она практически готова, коммуникации подведены, осталось чуть-чуть. Но чтобы взять кредит в банке и все закончить, нам нужно разрешение московского правительства, которое оно не дает.

Повторение истории с Манежем

— Как вы видите дальнейшее развитие Гостиного Двора?

― В Гостином Дворе сейчас жизнь реально кипит, программа расписана на несколько лет вперед. У нас есть планы по развитию площадки без бюджетных денег за счет своих инвестиций. Я их озвучивал городу. Могу сказать, что в январе мы делаем детские елки, один день даже благотворительный — для детей воинов, погибших в горячих точках. Ярмарку меда проведем, она социально значимая. Неделю моды — статусное международное мероприятие. Ежегодная Международная оружейная выставка будет проходить — мое детище. Важное направление — образование и образовательные программы. Я строю школу в Вешняках для одаренных, но неимущих детей. Эту идею московское правительство поддержало сразу, выделило землю. Мы хотели бы сделать детскую развивающую площадку в Гостином Дворе, которая будет круглый год открыта для семейного посещения.

— А передачу Гостиного Двора департаменту культуры с вами предварительно обсуждали? Согласовывали?

― Нет, о такой идее я узнал из публичного заявления Сергуниной (заместитель мэра Москвы. ― РБК daily). Повторяется та же история, что и с Манежем. В свое время мы вместе с городом восстанавливали Манеж. Туда только наших частных инвестиций вложено порядка 5 млн долл. Город нам эти деньги не то что не вернул, он некрасиво попросил нас покинуть Манеж.

— Что вы имеете в виду?

― Нам даже спасибо не сказали за то, что мы вложили туда свои средства, за то, что развивали, содержали площадку. Там, кстати, была программа, расписанная на несколько лет. Просто пришли туда и сказали, у вас 24 часа, чтобы освободить помещение. А что изменилось? Выставки идут те, которые в свое время запустили мы. Зато добавилось пошлое «искусство», трусы какие-то, хлам. Явно дело было вовсе не в развитии культуры, а в желании департамента культуры подмять под себя как можно больше хозяйствующих объектов и расставить там своих людей. Но для чего? Как будто в городе уже все в порядке с театрами и музеями. Странная история разворачивается. Москва действительно становится лучше, меньше пробок, архитектурой серьезно занялись. Но это вовсе не заслуга департамента культуры. Вообще не их дело управлять объектами. Во всех странах этим занимается бизнес. Сам мэр уделяет серьезное внимание представителям бизнеса, регулярно встречается с появившимся в Москве Клубом инвесторов, куда входят люди, которые готовы вкладывать свои деньги в развитие столицы на основе государственно-частного партнерства. Идет проработка разных проектов. И при этом тут же под носом у мэрии департамент культуры пытается оттеснить и подменить собой бизнес-структуры.

— Какие перспективы ждут Гостиный Двор под управлением департамента культуры, по вашему мнению?

― И Манеж, и Гостиный Двор мы развивали за свои деньги, сами платили городу, а теперь Манеж содержится за бюджетный счет. Видимо, на такую же схему хотят перевести и Гостиный Двор. Могу сказать, что раньше из 230 рабочих дней 100 дней на площадке всегда принадлежало городу, хотя за коммуникации и за аренду круглый год платили мы. Плюс к этому городские мероприятия финансировали. Сейчас все с точностью наоборот, такое ощущение, что совсем лишние деньги появились у департамента культуры Москвы.