Нет нефтяника в своем отечестве
Специалистов на многие позиции в нефтяной отрасли искать все сложнее, констатирует директор департамента кадрового администрирования и подбора персонала «Башнефти» Лейсян Лукманова. Как следствие, компании вынуждены пробовать новые подходы к найму персонала. «Башнефть», к примеру, ежегодно забирает 50 лучших студентов Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) прямо со студенческой скамьи. Последнее исследование Hays подтверждает: в сфере рекрутинга для нефтяной отрасли сложился «абсолютно кандидатский» рынок.
Добыча углеводородов остается краеугольным камнем российской экономики, при этом кадровый голод в отрасли все острее. Несмотря на среднюю зарплату для профильных инженеров почти в 100 тыс. долл. в год, компаниям все сложнее найти сотрудников, говорится в исследовании международной рекрутинговой компании Hays Oil & Gas Global Jobs Index 2013 («Глобальный индекс вакансий в нефтегазовом секторе 2013»).
Рынок труда в ТЭК — «абсолютно кандидатский», говорит руководитель направлений industry и oil & gas компании Hays в России Олег Ткаченко: кандидаты диктуют работодателям свои условия при найме. Особенно ярко это наблюдается в направлении upstream (добыча). «Есть ряд крупных проектов, связанных с шельфовыми разработками. На них требуются высококвалифицированные специалисты, знающие специфику работы иностранных компаний, работу соответствующего оборудования, готовые к вахтовым условиям труда и владеющие иностранным языком», — описывает он стандартную задачу поиска сотрудника. Найти подобных специалистов в России очень сложно, поэтому компаниям остается два варианта: искать по рекомендациям и «хантить» у конкурентов либо привлекать экспатов.
Сейчас на международных нефтегазовых порталах опубликована 201 вакансия для высококвалифицированных инженеров и топ-менеджеров в России. Это не так много, но даже их внутри России найти невозможно. «К сожалению, мы не можем сказать, что вузы удовлетворяют нужды нефтегазовой отрасли», — признается Олег Ткаченко. В исследовании глобального рынка труда Hays Global Skills Index Россия заняла последнее место по способности образовательной системы удовлетворять потребностям бизнеса. Выпускники профильных учебных заведений не имеют практического опыта, но у них высокие ожидания по зарплате. Большой ценности на рынке труда они не представляют: настоящая HR-война разворачивается за «возрастных» кандидатов.
Компании понимают, что без молодежи не обойтись, поэтому многие из них совместно с вузами организовали программы подготовки кадров. «Все тяжелее подбирать узких специалистов, инженеров, персонал на рабочие специальности. Особенно если речь идет не о больших городах, а о районах», — говорит Лейсян Лукманова из «Башнефти». Частично проблему позволяет решить сотрудничество с УГНТУ. А вот практика привлечения экспатов в компании пока не развита, отмечает она.
Другие нефтяные компании без экспатов уже обойтись не могут. Олегу Ткаченко запомнился поиск сотрудника на управление проектом в российское представительство одной зарубежной компании: «Мы с самого начала понимали, что в России подходящего нам кандидата найти невозможно, и были настроены на долгий поиск. Нашли нужного нам кандидата в Новой Зеландии через рекомендации». Работа в России иностранным специалистам выгодна: помимо высокой зарплаты и надбавок их ждет здесь компенсация переезда и проживания.
Если в России в 2013 году рынок труда в ТЭК восстанавливался и рос интерес к расширению штата, то за рубежом ситуация практически не изменилась, следует из исследования Hays. Активнее, чем в России, сотрудников под новые проекты нанимают только на Ближнем Востоке. В России в ближайшие годы наиболее ценными кадрами в ТЭК будут управленцы с международным опытом, инженеры по строительно-монтажным работам и узкие специалисты, например, по сейсморазведке.