«Большой брат» для мигранта
В Евросоюзе заработала новая система контроля за внешними границами с помощью спутников, беспилотников и вертолетов — Eurosur (European Border Surveillance System). В ее задачи входит не только противодействие криминальным структурам, занимающимся незаконной переправкой иммигрантов в Европу, но и передача оперативной информации о терпящих бедствие на море судах с нелегалами.
До 2020 года ЕС планирует потратить на финансирование Eurosur 244 млн евро. Пока в систему интегрированы 18 государств — членов Союза на восточной и южной границах ЕС, а также Норвегия. Ожидается, что через год к Eurosur присоединятся остальные 11 стран Евросоюза. В ЕС уверены, что это значительно улучшит взаимодействие между пограничниками, береговой охраной и полицией государств. Например, они смогут оперативно обмениваться фотосъемкой со спутников с указанием точного местоположения судов с нелегалами.
Национальные центры Eurosur будут тесно сотрудничать с европейским агентством пограничной охраны Frontex. Центральный офис разместится в Варшаве, а в Португалии, Испании, Франции, Италии, Греции, Алжире, Марокко и Ливии расположатся восемь координационных центров Eurosur. Отдельный годовой бюджет Frontex составит около 90 млн евро.
В Еврокомиссии (ЕК) уверены, что страны смогут быстрее, чем раньше, реагировать на возникновение критических ситуаций — например, при помощи спутников определять местоположение попавших в беду даже самых маленьких катеров и лодок. «Новая система является по-настоящему европейским решением проблемы спасения мигрантов», — цитирует немецкая Sueddeutsche Zetung еврокомиссара по внутренним вопросам Сесилию Мальмстрем. В ЕК также считают, что применение самых современных электронных средств слежения будет способствовать эффективному противодействию торговле людьми.
Наиболее проблемными для Евросоюза являются его южные границы. По данным Frontex, только в 2012 году число нелегальных мигрантов в ЕС составило 72 тыс. человек. При этом число беженцев, стремящихся в Евросоюз через Италию, Грецию, Болгарию, Испанию, Мальту и Кипр, за год выросло вдвое. К самым «горячим» маршрутам эксперты относят путь из Азии и Ближнего Востока (Афганистан, Сирия, Бангладеш) в Грецию (37 тыс. нарушений границы за прошлый год), а также из стран Африки через Средиземное море в Италию и Испанию. Выделяются также Западно-Балканский маршрут (в 2012 году задержано 7 тыс. беженцев из Косово, Афганистана и Пакистана).
Eurosur, однако, вызывает и немало критики со стороны европарламентариев и правозащитников, которые не верят, что система способна предотвращать гуманитарные катастрофы. Ежегодно в волнах Средиземного моря на пути из Северной Африки в Европу гибнут более тысячи человек. В октябре в результате крушения возле итальянского острова Лампедуза утонули 350 нелегальных иммигрантов из Сомали и Эритреи.
Современная практика пограничного контроля и без того уже предполагает использование различных баз данных, включая биометрические, напоминают аналитики Centre for European Policy Studies Элсбет Гилд и Сержио Каррера. Новейшие технические средства имеет в своем распоряжении и вышеупомянутое агентство Frontex. «Границы Евросоюза ежегодно легально пересекают почти 100 млн граждан из других стран и регионов, в то время как за весь прошлый год было отказано во въезде или в разрешении на пребывание всего лишь примерно 0,5 млн человек. Соответственно, затраты на создание новой системы слежения с использованием космической фотосъемки просто несоразмерны с тем минимальным количеством нелегалов, которое она способна выявить», — отмечают эксперты в своем докладе.