EADS не хватило заказов
Европейский оборонный и аэрокосмический концерн (EADS) объявил о сокращении более 4% сотрудников и распродаже части своей недвижимости в рамках программы по снижению издержек. Руководство концерна объясняет это падением объема военных заказов со стороны европейских правительств, которые борются с бюджетным кризисом. Профсоюзы Германии и Франции, однако, считают, что EADS просто пытается увеличить прибыль.
В ближайшие три года EADS сократит около 5800 рабочих мест на своих предприятиях в Европе. Как сообщил концерн, этот процесс затронет в первую очередь его дочернюю компанию Cassidian, космический бизнес Astrium и производство военных самолетов Airbus-Military. В будущем их предполагается объединить под крышей единого подразделения Airbus Defence and Space. Уменьшения издержек планируется добиться и за счет сокращения центрального аппарата. «Сейчас мы должны повышать свою конкурентоспособность в сферах оборонного и космического бизнеса», ― заявил глава EADS Том Эндерс. По его словам, существует срочная необходимость улучшения контактов с новыми клиентами, так как «традиционные для концерна рынки сужаются».
Вместе с тем профсоюзы Германии и Франции уже объявили о резком неприятии планов экономии EADS и пообещали провести массовые акции протеста. «Дела у концерна идут совсем неплохо. Вся проблема в том, что топ-менеджмент стремится любой ценой поднять к 2015 году показатель рентабельности до 10%», ― заявил официальный представитель французского профсоюза CGT. По данным немецкого портала финансовой информации Finanznachrichten.de, выручка EADS за первые девять месяцев 2013 года составила 40 млрд евро (рост около 7% по сравнению с тем же периодом прошлого года), а прибыль подскочила на 36%, до 1,2 млрд евро. Рост этот обеспечен в первую очередь благодаря работе подразделения по выпуску гражданских самолетов Airbus.
Между тем в EADS уже объявлено, что при общей численности подразделения Airbus Defence und Space в 45 тыс. человек количество подлежащих сокращению 5800 рабочих мест окончательным не является. Точная цифра может быть названа только в середине 2014 года. Пока рассматриваются несколько вариантов сокращения. Так, примерно 1500 человек из реструктурируемых направлений (вооружение и космос) могут быть переведены в более перспективные подразделения — производство гражданских самолетов Airbus и вертолетов Eurocopter. Кроме того, не будут продлеваться краткосрочные трудовые соглашения еще с 1300 сотрудниками. В EADS рассчитывают и на то, что, получив от концерна компенсацию, добровольно покинуть фирму могут согласиться до 1450 работников. Менеджмент уже начал соответствующие переговоры о социальных гарантиях для них с профсоюзами, отмечает Sueddeutsche Zeitung.
Кроме того, намечено продать помещение бывшей штаб-квартиры EADS в Париже. По оценке экспертов, стоимость этой недвижимости составляет более 100 млн евро. В настоящее время руководство всей оперативной деятельностью концерна уже осуществляется из Тулузы, а юридическим адресом центра управления EADS является Лейден под Амстердамом. Слияние и перераспределение функций различных структур концерна предполагается осуществить также в Испании и Великобритании, что приведет к сокращению около 500 управленцев.
EADS объясняет сокращения перспективой уменьшения объема военных заказов ввиду урезания оборонных бюджетов государств Европы. «Если не будут обеспечены новые экспортные возможности для продаж истребителя Eurofighter, то соответствующий показатель выручки упадет к 2018 году вдвое, до уровня 800 млн евро», ― цитирует французский журнал Challenge внутренний документ EADS. В той же аналитической записке указано, что выручка подразделения Airbus Defence and Space может возрасти к 2018 году на 14%, до 15,5 млрд евро, только на базе продаж военно-транспортного самолета А400М, а также сервисных услуг Astrium. Что касается доходов от других подразделений, то они будут или стагнировать, или снижаться, прогнозируют аналитики EADS.