В 2014 году авиакомпании по всему миру могут получить рекордную в истории отрасли прибыль в 19,7 млрд долл., прогнозирует Международная ассоциация гражданского авиатранспорта (IATA). По итогам этого года дела у перевозчиков также будут лучше, чем ожидалось, благодаря альянсам и слияниям в отрасли, а также снижению стоимости топлива. Однако прибыль в сфере воздушных перевозок обеспечивают только дополнительные услуги, без которых компании сектора были бы убыточны.
В 2013 году мировые авиакомпании зафиксируют прибыль в 12,9 млрд долл., рассчитывает IATA. Это на 1,2 млрд долл. больше, чем в сентябрьском прогнозе ассоциации, и ощутимо лучше прошлогоднего показателя прибыли в 7,4 млрд долл. IATA полагает, что в 2014 году рост прибыли продолжится и она может на 500 млн долл. превзойти рекордный результат 2010 года в 19,2 млрд долл. «В 2012 году мы могли позволить себе кофе, в 2013-м — сэндвич, а в 2014-м нам, возможно, будет по карману и то и другое», — отметил глава ассоциации Тони Тайлер.
Ожидаемый рост прибыли связан со снижением цен на нефть и авиатопливо к концу этого года, а также процессом консолидации в отрасли, в первую очередь в США. Например, на этой неделе официально завершилось объединение American Airlines и US Airways, в результате которого появился крупнейший авиаперевозчик в мире. Слияния и поглощения в отрасли сокращают ценовое давление на авиаперевозчиков, отмечают в IATA.
Увеличение числа клиентов авиакомпаний в ближайшие пять лет продолжит расти примерно на 6% в год. «Рост трафика связан с ростом уверенности бизнеса за последние 12 месяцев. Однако мы так и не увидели возвращения клиентов в салоны бизнес- и первого классов», — цитирует The Wall Street Journal главного экономиста IATA Брайана Пирса. В результате очень сильно страдает прибыльность авиакомпаний. По словам г-на Тайлера, исходя из ожидаемого в 2014 году показателя в 2,6% авиаперевозчики в среднем заработают с каждого пассажира только 6 долл.
В то же время бизнес в сфере грузоперевозок так и не вернулся к докризисному уровню — продолжает стагнировать на фоне сокращения темпов экономического роста в Азии. В этих условиях авиакомпаниям помогает введение дополнительных сборов, например за обработку багажа или же платное питание. «Без дополнительных источников доходов отрасль несла бы убытки от своих базовых пассажирских и грузовых мощностей», — подчеркивают в IATA.