Созданная петербургским отделением партии «Родина» компания подала в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака «Без использования труда мигранта». Право ставить на свои товары знак, представляющий собой изображение белого лебедя на озере в виде карты России, получат предприниматели, которые не используют труд нелегальных мигрантов. Эксперты критически отзываются о желании политиков играть на национальных чувствах потребителей.
Заявка на знак «Без использования труда мигранта», поданная в Роспатент, гласит: «В центре эмблемы расположена графическая композиция, представляющая собой натуралистическое изображение белого лебедя». Лебедь размещен на поверхности озера, «светло-синего цвета, контур которого, выполненный линией черного цвета, повторяет картографическое изображение России». Заявку на знак подала компания ООО «Интеллектуально-конструкторское бюро» (ИКБ).
На сайте ИКБ сообщается, что компания была создана петербургским отделением партии «Родина» (несколько представителей партии трудятся депутатами Госдумы от «Единой России», пройдя в нижнюю палату парламента по квоте Общероссийского народного фронта). Глава петербургского отделения «Родины» Андрей Петров, находившийся на заседании местного отделения ОНФ, удивился звонку РБК daily, но согласился рассказать об идее символа. По его словам, в советское время был «Знак качества», но на сегодняшний день его аналог ввести невозможно. «Если, например, в правительстве или в промышленности используется большое количество труда мигрантов, то это, как сегодня Владимир Владимирович говорил в обращении, прямой удар по экономике. Либо налоги не платятся, либо за счет того, что используется неквалифицированная сила, резко снижается качество и отечественная составляющая товара», — пояснил Андрей Петров необходимость введения знака.
По его словам, бизнесмен, который «намеренно использует труд более квалифицированных людей, позволяет им надеяться на то, что его товар приносит пользу российской экономике и является наверняка более ценным продуктом, нежели товар с использованием неквалифицированной рабочей силы».
Предприниматели смогут использовать знак, оставив заявку на соответствующий сертификат в оргкомитете Интеллектуально-конструкторского бюро, который направит на предприятие проверяющую комиссию, которая удостоверится, что оно не использует труд мигрантов, говорит Петров. Если после получения права использования знака члены комиссии сочтут, что условия были нарушены, они будут иметь право его отозвать. Получение права использования знака будет для предпринимателей бесплатным, утверждает политик. «Единственное — могут быть затраты, непосредственно связанные с перемещением членов комиссии на те предприятия, которые расположены в удаленных местах».
В качестве знака, по словам Петрова, был выбран белый лебедь, так как он «испокон веков являлся символом верности, чистоты». На озере-карте, по его словам, изображена не просто Россия, а «Таможенный союз, который сейчас обсуждается».
На вопрос о том, сможет ли гипотетически получить подобный знак ресторан, в котором трудится шеф-повар француз, Петров уточнил, что речь идет о незаконной миграции. Если «суть вашего бизнеса, вашей предоставляемой услуги в использовании труда мигрантов, то, конечно, вы не получите [знак]. Если ваш повар является всего лишь торговой маркой, задающей тон заведению, <…> но при этом используется труд русских поваров, официантов — ваша услуга отечественная, безусловно». По его словам, предприниматели, желающие ставить на свою продукцию такой знак, уже есть, но называть их он не стал.
«Мы не используем труд нелегальных мигрантов — это нарушение законодательства», — сказал РБК daily предприниматель Вадим Дымов. Размещать на упаковке своей продукции заявленный товарный знак бизнесмен не стал бы. «Не совсем этично вести себя таким образом, вести политическую борьбу и тем более вовлекать в нее частных предпринимателей, — говорит бизнесмен. — Мои морально-этические нормы изначально выше подобной политической возни».
В сельском хозяйстве без использования труда мигрантов не работает ни один бизнес, рассказал на условиях анонимности один из сельхозпроизводителей. «В стране демографический кризис, кроме того, на тяжелую работу и на поля россияне не идут, естественно, все хозяйства привозят по квотам иностранную рабочую силу. Регистрируют, учат, селят, и многие остаются и хорошо работают», — рассказал собеседник РБК daily. Размещать знак он также не стал бы: по его словам, это разжигание межнациональной розни.
В компании «Усков и партнеры», выступающей в роли патентного поверенного, отказались называть список товарных категорий, в которых регистрируется знак, но г-н Петров объяснил РБК daily, что речь идет о пищевых товарах и товарах легкой промышленности.
Старший юрист юридической группы «Яковлев и Партнеры» Марина Костина сказала РБК daily, что товарный знак могут не зарегистрировать, поскольку «без использования труда мигранта» является обычной фразой русского языка и не обладает требуемой законодательством различительной способностью. По ее словам, «абсурдность ситуации в том, что после регистрации товарного знака никто не будет вправе его использовать, кроме заявителя».
Представитель комитета противодействия ксенофобии и национализма Галина Михалева в разговоре с РБК daily отметила, что, по ее мнению, этот знак разжигает межнациональную рознь и провоцирует противостояние «своих» и «чужих». В случае его регистрации правозащитники готовы через суд добиваться его запрета.