GM уехала от Peugeot
General Motors в пятницу продала принадлежащие ей 7% акций PSA Peugeot Citroen, заметно ослабив альянс, заключенный с французами менее двух лет назад. Сотрудничество двух концернов продолжится, но принесет американцам на 40% меньше выгод, чем ожидалось при заключении союза. Выход GM из капитала PSA позволит французской компании быстрее привлечь средства — до 3 млрд евро — от китайской Dongfeng и французских властей.
Стоимость акций PSA в пятницу рухнула на 11%, до 9,6 евро за штуку, после того как GM продала принадлежащие ей 24,8 млн бумаг французской компании. По данным Reuters, GM продала бумаги институциональным инвесторам по цене 10 евро за штуку — на 5,9% дешевле их стоимости по итогам торгов четверга. Акции французской компании за последние несколько дней потеряли в общей сложности около четверти своей стоимости.
На столько же они подорожали 23 февраля 2012 года, когда в прессу просочилась первая информация об альянсе двух компаний. Вскоре они официально объявили, что GM приобрела за 400 млн долл. 7% акций PSA и две компании рассчитывают сэкономить к 2018 году 2 млрд евро за счет совместных (с Opel) закупок, поставок, а также разработки и производства пяти автомобилей. Тогда не исключалось даже, что в перспективе PSA может перейти под контроль американцев.
Однако вскоре у созданного альянса начались проблемы — сначала росту влияния GM противились власти Франции. Впоследствии интерес к сотрудничеству стали терять и за океаном, так как финансовые потери PSA нарастали на фоне обвала продаж автомобилей в Старом Свете. За 2012 год компания понесла убыток в 5 млрд евро, а продажи ее автомобилей в регионе в январе—октябре этого года упали на 10% (рынок сократился на 3,1%). Наконец, участие GM в капитале PSA осложнило усилия французов по поиску новых партнеров и финансовых вливаний.
«Наш пакет акций был рассчитан на то, чтобы поддержать PSA в их усилиях по привлечению капитала… и теперь эта поддержка не нужна», — заявил в четверг вице-президент GM и глава наблюдательного совета Opel Стивен Гирски. Сотрудничество двух компаний продолжится, однако ограничится работами всего над двумя моделями — компактвэном и кроссовером — и сэкономит им всего 1,2 млрд евро. Американцы опасались, что PSA в перспективе может перейти под контроль другой компании, пояснил The Financial Times человек, близкий к GM.
«Решение GM может оказаться не таким уж и плохим, так как оно упрощает структуру акционеров и может облегчить переговоры о партнерстве с Dongfeng», — отметили в своем отчете аналитики Aurel-BGC. По данным Reuters, Dongfeng, совместно с которой PSA уже выпускает автомобили в Китае, и правительство Франции могут на паритетных началах вложить в капитал компании 3 млрд евро. «Наш рубеж: PSA должна остаться французской», — заявил в пятницу министр промышленности Франции Арно Монтебур, не ответив, однако, примут ли власти финансовое участие в сделке.
GM потеряла на своем альянсе с PSA около 150 млн долл. Это ощутимо меньше, чем 2 млрд долл., которые компания выплатила в 2005 году Fiat, чтобы прекратить сотрудничество по компактным автомобилям. GM ранее сообщила о полном списании стоимости акций французской компании со своего баланса. В последние дни компания объявила о ряде важных стратегических шагов в преддверии вступления в должность нового гендиректора Мэри Барра в начале следующего года. В частности, GM сообщила, что прекратит продавать в Европе Chevrolet и свернет производство в Австралии. Кроме того, автоконцерн продал 8,5% акций Ally Financial за 900 млн долл.