Русские торги
Единороссы Игорь Руденский и Игорь Игошин разработали законопроект, который запретит участие иностранных компаний в госзакупках. Большинство торгов проходят в электронной форме, и для участия в них нужна цифровая подпись, которая выдается только компаниям-резидентам. Но в регионах сохраняются бумажные госзакупки, и новая мера будет иметь ограниченный эффект.
Законопроект (есть в распоряжении РБК daily) уточняет понятие юрлиц и относит к участникам госзакупок только зарегистрированные на территории России компании. Изменения вносятся в закон «О федеральной контрактной системе» (№44-ФЗ, ч. 4 ст. 3) и закон «О закупках товаров, работ, услуг...» (№223-ФЗ, ч. 5 ст. 3). Документ планируется внести на рассмотрение комитета по экономической политике Госдумы в ближайшие дни.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, изменения будут способствовать деофшоризации экономики и росту налоговых поступлений. Тема борьбы с офшорами была одной из ключевых в прошлогоднем послании Владимира Путина Федеральному собранию. В 2012 году через офшоры прошли российские товары стоимостью 111 млрд долл. — пятая часть российского экспорта. Глава государства тогда призвал продумать меры по борьбе с офшорами.
Сейчас участником госзакупок может быть любое юрлицо вне зависимости от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала. Впрочем, от принятия законопроекта вряд ли можно ожидать масштабного эффекта. Иностранных поставщиков в сфере российского госзаказа задействовано мало — крупные компании работают через местные филиалы, кроме того, заграничные товары чаще всего закупаются не напрямую у производителя, а у отечественных фирм-ресейлеров, говорит заместитель гендиректора ООО «РТС-тендер» Дмитрий Серединцев.
Более того, 70—80% всего рынка госзаказа обеспечивают электронные аукционы. Они требуют наличия у участников торгов электронной подписи, а ее может получить только зарегистрированное в России лицо (криптография, используемая для электронных подписей, разрабатывается в соответствии с российским ГОСТом, и эта сфера регулируется ФСБ), отмечает гендиректор ОАО «Единая электронная торговая площадка» Антон Емельянов.
Так что иностранные компании могут участвовать только в «бумажных» аукционах. Оценить их долю не представляется возможным, говорит г-н Емельянов. Сейчас готовится к рассмотрению законопроект о необходимости перевода всех процедур закупок в электронную форму, что распространит требование использования электронной подписи на все госзакупки, напоминает г-н Емельянов.
Соавтор законопроекта Игорь Игошин не исключает, что документ может быть доработан и, возможно, дополнен перечнем компаний, которые могут принимать участие в госзакупках, и юрлицами из стран Таможенного союза.