Бизнес живет три года
Только трем из ста российских предприятий малого бизнеса удается продержаться на рынке дольше трех лет, пришли к выводу исследователи EY. Поддержка малого предпринимательства в стране не предусматривает его рост, объясняют в бизнес-ассоциациях.
Большинство создаваемых в России малых предприятий не могут преодолеть начального этапа своего развития, только 3,4% из них удается продержаться на рынке более трех лет, говорится в исследовании «Глобальный мониторинг предпринимательства», проведенном Высшей школой менеджмента Санкт–Петербургского госуниверситета, компанией EY и Центром предпринимательства. Это один из самых низких показателей среди стран — участниц проекта. В государствах со схожим числом предпринимателей этот показатель гораздо выше: в Норвегии — 6,15%, в Финляндии — 6,65%, в Испании — 8,39%, в Греции — 12,6%.
Российская система поддержки малого предпринимательства направлена на сохранение статус-кво предприятия, а не на его рост, констатирует вице-президент «ОПОРА России» Николай Николаев: «Все программы поддержки бизнеса в основном заточены под малый формат, как только предприятие перерастает его, то сразу лишается почти всех налоговых льгот и преференций. Необходимо поменять подход и стимулировать рост предприятия». В прошлом году правительство поддержало инициативу введения налоговых каникул для новых индивидуальных предпринимателей, а также системы патентов для самозанятого населения, приводит примеры господдержки сектора г-н Николаев. Последняя предполагает, что вместо разнообразных налоговых отчислений и страховых взносов гражданин сможет купить патент на право занятия предпринимательской деятельностью на определенный период, заплатив лишь один разовый платеж, включающий и налоги, и все другие фискальные платежи.
Главная причина закрытия бизнеса — его нерентабельность, следует из исследования. Об этом заявили 40% респондентов. Число предпринимателей, закрывших свой бизнес в 2013 году, выросло в два раза по сравнению с предыдущим годом. Примечательно, что среди них резко сократилось число тех, кто указал в качестве причины закрытия невозможность получения финансирования.
Впрочем, есть и позитивные выводы: предпринимательская активность в России поступательно растет. В 2013 году доля бизнесменов среди взрослого трудоспособного населения страны выросла на четверть по сравнению с уровнем 2012-го и составила 5,75%. По этому показателю Россия находится на одном уровне с такими развитыми странами, как Испания (5,21%), Финляндия (5,29%) и Норвегия (6,25%), а вот от соседей по БРИКС значительно отстает: в Бразилии бизнесом занимаются 17,3% трудоспособного населения, в Китае — 14,02%, в ЮАР — 10,59%, в Индии — 9,88%.
«У малого и среднего бизнеса в России сегодня нет иммунитета, сравнимого с другими мировыми практиками, — считает член генерального совета «Деловой России» Сергей Габестро. — Пока каждый чиновник, в том числе из ФАС, может преследовать малый и средний бизнес, назначая различное количество штрафов, не всегда обоснованных, развития малого и среднего бизнеса в России не будет», — констатирует он.