Легко ли сделать easy
Кипрский миллиардер Стелиос Хаджи-Иоанну доказал, что не зря брал взаймы у отца на развитие бизнеса. Ему удалось не только создать весьма прибыльную авиакомпанию-лоукостер easyJet, но и построить вокруг нее целую империю — от фитнес-клубов до отелей и супермаркетов.
Под суд вместе с папой
Второй из троих детей владельца процветающей судоходной компании Troodos Shipping, Стелиос родился в Афинах в 1967 году. Окончив Лондонскую школу экономики, он поначалу вместе с братом трудился в отцовской компании. Всего в 22 года Стелиос стал генеральным директором Troodos Shipping. При этом, правда, решающее слово в компании оставалось всегда за отцом.
Возможно, Стелиос не решился бы покинуть семейный бизнес, но его жизнь изменила катастрофа, случившаяся в апреле 1991 года. Принадлежащий семье танкер M/T Haven неожиданно взорвался неподалеку от Генуи. В пламени погибли пять членов экипажа, а в прибрежные воды вылились 40 т нефти. Итальянский прокурор выдвинул против Стелиоса и его отца ряд обвинений, в том числе в непредумышленном убийстве, угрозах, вымогательстве, попытке подкупа свидетелей. Если бы Хаджи-Иоанну и его отец были признаны виновными, им пришлось бы провести до семи лет за решеткой. Но по результатам заседаний судов трех инстанций отец и сын в 2002 году были полностью оправданы.
Это катастрофа серьезно повлияла на Стелиоса. Он ушел из Troodos Shipping и решил основать собственную фирму, для чего попросил у отца взаймы 30 млн фунтов. На полученные деньги Стелиос основал в 1992 году компанию Stelmar Shipping, также специализирующуюся на танкерных перевозках. Наученный горьким опытом, одной из важнейших задач бизнеса он сделал безопасность транспортировки, для чего стал закупать новые современные суда. В 2005 году он, однако, расстался со Stelmar Shipping, продав ее OSG Shipping Group.
Рожденный плавать полетел
Спустя три года после основания новой компании Стелиос решил реализовать еще одну бизнес-идею: покорить небо. И снова за отцовский счет. Он создал компанию-дискаунтер easyJet, одолжив 5 млн фунтов. Изначально флот британского лоукостера насчитывал всего два Boeing, совершавших рейсы только внутри Великобритании. Пассажирам идея дешевых перелетов без дополнительных услуг, навязываемых авиаперевозчиками, понравилась, и в конце 1999 года число проданных билетов превысило уже один миллион. В этом же году читатели Business Traveller Magazin присвоили easyJet звание лучшей компании-лоукостер (по итогам 2013 года фирма вновь получила такое же признание по версии британской премии ISPY2014 Award Winners), а Magazin Marketing назвал ее одним из сотни главных маркетинговых событий XX века. В 2000 году компания вышла на Лондонскую фондовую биржу.
Сейчас детище кипрского бизнесмена является вторым по величине европейским лоукостером (более 60 млн пассажиров в 2013 году). Подъем в авиаотрасли позволил компании в прошлом финансовом году (закончился 30 сентября) увеличить оборот на 10%, до 4,3 млрд фунтов, а прибыль до налогообложения — на 50%, до почти 0,5 млрд фунтов. В результате основатель компании увеличил состояние до 1,05 млрд долл. и вернулся в рейтинг Forbes, где его не было шесть лет.
Империя easy
Идея недорогих товаров и услуг до того понравилась Стелиосу, что он создал целую империю, объединенную в easyGroup, при этом в названиях всех подразделений есть слово «easy». Компании группы предлагают арендовать автомобиль, забронировать трансфер в аэропорт, позаниматься спортом в фитнес-клубе, снять оборудованный офис, пожить в отеле или даже заказать пиццу. Глава холдинга все время расширяет свой бизнес: недавно он заявил о намерении открыть еще 50 бюджетных отелей easyHotel по всей Африке.
В августе прошлого года неугомонный киприот заявил о намерении основать сеть дешевых супермаркетов в Великобритании. По его мнению, жители королевства, страдающие от снижения зарплат и сокращения социальных программ, нуждаются в дешевых товарах. В его планах — предложить до ста различных наименований, от консервированных помидоров до туалетной бумаги. При этом такие супермаркеты будут работать всего около шести часов в день, чтобы снизить затраты.
Дату открытия первого магазина миллиардер не называет. Как сообщила в начале января газета The Guardian, проект планировали запустить в первом квартале 2014 года, но в итоге отложили. По словам самого Стелиоса, сначала нужно получить ответы на ряд важных вопросов: например, будет ли выгодно добавить в ассортимент замороженные продукты или как воспримет целевая аудитория возможность безналичных платежей. В ближайшие месяцы планируется открыть в Кройдоне модель магазина, чтобы проверить, как он будет функционировать, и оценить реакцию контрольной группы посетителей.
По мнению аналитиков, сейчас достаточно удачное время для вхождения в британский ритейл, вопрос лишь в том, насколько успешной окажется бизнес-модель Стелиоса. «У них очень инновационная организация, которая пробует различные бизнес-модели и готова совершать ошибки», — цитирует издание аналитика Verdict Retail Патрика О’Брайена. Стелиос в одном из своих интервью британским СМИ заявил, что не боится не только совершать, но и признавать промахи. «Многие люди говорят, что они никогда не делают ошибки и никогда не признаются в них. Но почему бы не признать, что ты ошибся. Это было бы честнее», — сказал миллиардер.