Революционный постмодернизм
Завтра на внеочередное заседание должна собраться Верховная рада, дабы вернуть жизнь Украины в нормальное русло. Обе стороны киевского противостояния слабо понимают, как это возможно. У них принципиально разное видение ситуации. Оппозиционеры уверены, что представляют всю Украину и борются с «бандитами, которые хотят установить диктатуру». В Партии регионов считают, что причина волнений — обострившееся противостояние между западными и восточными регионами страны, и даже готовы предложить поменять унитарное устройство Украины на федеративное.
Радикальный элемент
С края майдана палатка с баннером «Правый сектор». Кроме палатки этой группировке принадлежит и ряд помещений в захваченных вокруг майдана госучреждениях. Вокруг палатки — постоянные учения. 20-летние парни в масках учатся держать строй, смыкать самодельные щиты, слаженно махать дубинами.
Группировку создали радикальные националисты из «Тризуба им. Степана Бандеры» и С14. «Правый сектор» снискал известность в боях с «Беркутом», и к нему стали примыкать футбольные хулиганы всех клубов Украины. «Мы не только с футбола, мы всех смелых принимаем», — уточняет юный боец в маске и камуфляже. Понятие «всех» может толковаться очень широко.
«Постмодернизм!» — лаконично комментируют корреспонденту РБК daily киевские антифа то, что они идут на переговоры к «Правому сектору». Еще недавно встречи антифа и националистов на Украине заканчивались поножовщиной, а теперь они вместе обсуждают, чем бы заняться вечером — «еще что-то захватить» либо пойти «ловить титушек».
Титушко — фамилия спортивного парня, еще «до революции» на одной из провластных акций побившего оппозиционного журналиста. Теперь «титушки» — сторонники Януковича либо нанятая для провокаций шпана.
Участники харьковского и запорожского «майданов» рассказали РБК daily, что в их городах «титушки» мало беспокоят оппозиционеров, всех везут в Киев. Хотя без провокаций на востоке страны не обходится. В Харькове нескольким оппозиционерам сожгли машины, одного «попугали», изрезав ножом. В Харькове использовали «титушек» для инсценировки якобы «нападения оппозиционеров на церковь» — провокацию пресекла милиция.
Член Совета по правам человека при Владимире Путине Андрей Юров рассказал РБК daily, что посетил восток Украины для ознакомления с ситуацией. По его словам, в Донецке журналисты получают угрозы, что «если будут неправильно писать», пострадают не только они, но и члены их семей. Партия регионов также постоянно жалуется на массовые нападения по всей стране на ее актив «людей, похожих на «Свободу». Юров не исключает, что и это тоже правда.
Отличительная черта всех организаторов майдана — многонедельный недосып. Правозащитница Александра Матвейчук, координатор группы «Евромайдан-SOS», — щуплая девушка с забинтованной рукой и кругами под глазами — рассказала корреспонденту РБК daily, что сотни раненых и несколько убитых — это совершенно не окончательные итоги противостояния. У них еще сотни непроверенных сообщений о насилии, пропажах людей. Весь майдан обклеен листовками о розыске пропавших.
Перспектива гражданской войны «между людьми и «Беркутом», защищающим золотые унитазы Януковича», абсолютно серьезно обсуждается киевлянами. Возраст участников радикальных действий — от 17 до 72 лет. Именно столько самому старому задержанному за нападения на милиционеров.
Люди и политика
«Отряды самообороны» «евромайдана» — габаритные мужчины от 30 до 50. Они патрулируют «территорию революции». Корреспондент РБК daily видел, как они выводили с Крещатика пьяного, как проверяли двух «подозрительных» бедно одетых мужчин с восточноукраинским акцентом на скутерах. Не найдя достаточных обоснований того, что они — «титушки», попросили их просто покинуть площадь. Как-то раз группа людей с дубинами волокла мужчину по Крещатику. Его дальнейшую судьбу выяснить не удалось.
«Самооборонщики» участвуют в периодически вспыхивающем противостоянии с «Беркутом» на Грушевского. В разговорах взрослые мужчины трезво оценивают ситуацию: «Беркут» сильнее. Но нужно «делать что должен, и будь что будет». Большинство «самооборонщиков» до майдана не были партийными активистами и любят порассуждать о «проснувшемся в украинцах духе Запорожской сечи».
Художник Сергей Поярков — один из организаторов «Автомайдана», важного звена движения. Сейчас оно сконцентрировано на подвозе всего необходимого. Поярков говорит, что его движение — гражданское, партию из «Автомайдана» он сделать не даст. А когда оппозиция придет к власти, тоже будет предъявлять к ней претензии.
Поярков готов увлеченно рассказывать корреспонденту российского СМИ, что «украинцы и русские должны жить не вместе в рабстве, а в комфортабельных коттеджах по соседству». Что «русские так же не смогут понять, почему Степан Бандера — герой, как поляки — уважать Ивана Сусанина». Примерно в том же корреспондента РБК daily убеждал и молодой депутат Верховной рады от «Свободы» Михаил Головко.
Депутат от «Батькивщины» Степан Кубив — комендант Дома профсоюзов. Успехи движения и высочайшую самоорганизацию он объясняет массовым участием среднего класса, сознательных людей. Например, созданная с нуля кухня меньше чем за месяц смогла приготовить более полумиллиона порций еды. С каждого протестующего оппозиция «берет по способностям и по возможностям».
В Сети появляются мобильные игры, посвященные событиям на Украине. Приложения для Android написаны в основном любителями, которые создавали продукт не для заработка. Angry Ukrainians — пародия на Аngry Birds, «Ночь на майдане», «Евромайдан», а также «Янукович: тюряга 3D». По сюжету последней Янукович сидит на кровати в тюремной камере и смотрит телевизор.
Автор игры «Янукович: тюряга 3D» — студент Владислав Кастильо рассказал РБК daily, что создал приложение сразу после разгона студентов на майдане 3 декабря. «Я тогда заболел, было свободное время. Суть приложения не в том, что Янукович сидит в тюрьме, а в том, что он сидит в спокойной обстановке вместе с игроком, у него есть возможность послушать Круга по радио или включить майдан по телевизору. За окном в это время — город Кривой Рог, мой город и оплот его электората», — отметил студент. Несмотря на то что он рассчитывал всего на несколько игроков из числа своих друзей, «Янукович: тюряга 3D» установили уже 97 тыс. раз.
Майдану не до переговоров
Мини-штабы оппозиционных парламентских партий раскиданы по всем захваченным зданиям. Там всегда суета, раскладывания листовок, совещания. Поярков говорит, что майдан — самостоятельное явление, «за ним пытаются поспеть и Янукович, и оппозиция». Партия регионов также понимает это и регулярно попрекает Виталия Кличко, Арсения Яценюка и Олега Тягнибока, что они не полностью контролируют ситуацию. Пока их авторитета хватает, чтобы не допускать полномасштабной войны.
Никто не знает, сколько это продлится. Оппозиционеры считают, что представляют всю страну, борются с «бандитским режимом», который пытается установить диктатуру. Янукович, его семья и окружение, руководство «Беркута» в тюрьме — вот то, что действительно сейчас устроит протестующих. Вряд ли этого можно достичь переговорами.
Депутат от «Батькивщины» Павел Петренко сказал корреспонденту РБК daily, что отношение к завтрашней сессии Верховной рады УДАРа, «Свободы» и «Батькивщины» будет определяться «по ситуации».
Депутат от «Батькивщины» Анатолий Дирив и депутат от УДАРа Владимир Куренной удивлены, как Партии регионов умудрилась упустить инициативу из своих рук. Дирив считает, что Януковича подставили с «диктаторскими законами 16 января», спровоцировавшими наиболее кровавый виток майдана. Якобы именно «ставленники Путина» протолкнули эти законы, дабы вызвать массовое возмущение и отрезать для Януковича последние надежды на дружбу с Европой.
Владимир Куренной удивлен, как Янукович умудрился не договориться с ЕС в конце прошлого года. Он говорит, что политтехнологи украинской оппозиции просчитывали, что если Янукович приведет Украину в ЕС, он уверенно выигрывает выборы 2015 года. Янукович очень много сделал для сближения Украины с Европой.
Теперь, по большинству оценок, самый популярный политик текущего момента в стране — Виталий Кличко. Куренной надеется, что УДАРу удастся привести его в президентское кресло. По мнению Куренного (не только депутата, но и экс-заммэра Одессы), Кличко — единственный политик, равномерно популярный и на востоке, и на западе Украины.
Власть готова к федерации
Офис правящий партии находится в центре Киева. Небольшой, не охраняемый «Беркутом» особняк. На входе — турникеты и один охранник. Он приглашает девушку из пресс-службы. Она говорит, что обстановка сложная, все комментарии дают депутаты лично. Корреспондент РБК daily дал ей свой телефон на случай каких-либо мероприятий партии. Она не позвонила.
Встреча с одним из депутатов Партии регионов проходит в его офисе. Охрана на входе, длинный стол, на нем несколько стационарных телефонов и два мобильника. Посреди беседы ему звонят, и депутат выходит в незаметную с первого взгляда подсобку — из нее ничего не слышно. На шторах в кабинете надвинуты жалюзи.
Складывается впечатление, что регионалу не менее интересно выслушать впечатление корреспондента РБК daily с майдана, чем высказаться самому. На вопрос об обстановке в партии депутат вздыхает и отводит глаза. По его словам, «диктаторские законы» в его партии заранее никак не обсуждались. Он на заседании Рады 16 января не был, но не хочет об этом публично говорить, дабы не давать повода утверждать, что за него кто-то мог проголосовать.
У партии почти нулевая мобилизация сторонников. Самая большая провластная группа в соцсетях — недавно открытая группа поддержки «Беркута» «ВКонтакте». Там всего 15 тыс. участников (в оппозиционных — сотни тысяч). И многие «поклонники «Беркута» — не украинцы, а россияне — читатели одиозного публициста-антиамериканиста Николая Старикова.
Лагерь сторонников Виктора Януковича разбит рядом с Верховной радой — в правительственном квартале, охраняющемся милицией. Сам он огорожен железными щитами. Днем в четверг на прошлой неделе в нем было около тысячи человек. Партия регионов настолько не подготовлена, что раздала своим сторонникам накидки в поддержку Януковича с предвыборной кампании 2010 года.
Люди одеты разительно беднее, чем участники майдана. В Сети постоянно появляются свидетельства, что многих привозят туда за деньги — и многие отказывались говорить с прессой. Но некоторые рассказывали, что возмущены попытками дестабилизировать ситуацию и развалить их страну. Их слова звучали уверенно и искренне. В парке, где разбит лагерь, установлены военные палатки, стоит сцена, с которой, в отличие от украиноязычного майдана, сторонники Януковича выступают по-русски. «Полицаи» — не самое грубое обозначение «майданщиков», которое можно услышать от них.
Регионалы, с которыми общался корреспондент РБК daily, считают, что «Запад сдает их страну бандеровцам», а происходящее — обострение давних противоречий между «пророссийским» востоком и «проевропейским» западом страны.
У них есть основания опасаться «фашизации революции» — достаточно минимально ознакомиться с историей, деятельностью, речами активистов «Свободы». Ее глава Олег Тягнибок — один из лидеров оппозиции. Свастик на майдане корреспондент РБК daily не видел в отличие от многих других символов европейских ультраправых. На майдане действительно находятся тысячи неонацистов из разных регионов Украины.
Региональная оценка ситуации подтверждается тем, что штурмы областных администраций пока прошли только в западных, центральных и северных регионах страны. «Русские» юг и восток Украины пока не бунтуют. Но даже там не проходит значимых акций в поддержку Януковича. Зато на юге и востоке проходят многотысячные «майданы»: на них выходят студенты, интеллигенция, а охраняют акции футбольные фанаты. Один из «диктаторских законов» предполагает продажу билетов на футбол по паспортам, и это объединило против Януковича «ультрас» всей страны.
Депутат-регионал Елена Бондаренко (ей уже запретили въезд в США) в разговоре с РБК daily защищала «законы 16 января». Она говорит, что о введении понятия «иностранный агент» в украинское законодательство говорили еще два года назад, запрет «создавать колонны более чем из пяти машин на дорогах», по ее словам, был и раньше прописан, продажа по паспортам билетов на футбол — вынужденная мера борьбы с хулиганами.
Но регионалы готовы к дискуссии о них. Депутат Геннадий Васильев говорит, что еще до принятия этих законов в украинском УК можно было найти десяток статей, по которым можно привлечь участников майдана. И Васильев, и Бондаренко сходятся в том, что нужны тщательные переговоры с оппозицией, взаимные уступки. О конкретных законопроектах речь пока не идет, но оба в разговоре с РБК daily заявили о возможности смены унитарного государственного устройства Украины на федеративное.