Ритейл с большой дороги
Желающим расширить свое присутствие в Подмосковье ритейлерам придется теперь раскошелиться на строительство подъездных дорог к своим магазинам. Губернатор Московской области Андрей Воробьев подписал с представителями компаний «Гиперглобус», «Метро Кэш энд Керри», «Ашан», «О`Кей», X5 Retail Group, «Зельгрос Иммобилиен» и «Тандер» соглашения о сотрудничестве, согласно которому они будут обязаны инвестировать в развитие улично-дорожной сети вокруг новых магазинов. Взамен чиновники обещают оказывать ритейлерам всяческое содействие в открытии новых точек.
Договор между торговыми сетями и Министерством инвестиций и инноваций Московской области рассчитан на три года. Согласно его условиям, торговцы будут обязаны участвовать в градостроительной политике тех районов, где находятся их магазины. Торговые сети будут развивать дорожную инфраструктуру вокруг своих магазинов отчасти за собственный счет.
Как рассказал РБК daily глава Министерства инвестиций и инноваций Подмосковья Денис Буцаев, договор с ритейлерами позволит сократить сроки реализации проектов по созданию торговых объектов. Сейчас на это уходит минимум два-три месяца. Раньше торговая сеть выходила на площадку, и ей приходилось отдельно договариваться о проводке электричества с МОЭСК, о строительстве подъездных путей — с Росавтодором и Управлением дорожного хозяйства и т.д. Теперь же Министерство инвестиций и инноваций берет на себя всю бюрократическую волокиту по согласованию всех этих моментов.
«Уже на этапе подготовки проекта мы сможем обсудить с торговыми сетями все «болевые точки» проекта, — говорит Денис Буцаев, — договориться о взаимодействии и, в частности, что и в каких параметрах будет строиться за счет области, а что за счет частных инвестиций».
Отчасти заключение договора связано с тем, что мы хотим видеть в Подмосковье качественные и современные центры продажи товаров, говорит региональный министр. По его словам, в ближайшее время количество супермаркетов в Подмосковье будет расти, а число неорганизованных рынков, наоборот, уменьшаться. «Это позволит организовать более четкую логистику, контроль за качеством товаров и в результате приведет к некоторому сдерживанию цен в регионе», — уверен Денис Буцаев.
Чиновник пояснил, что степень участия ритейлера в финансировании инфраструктурных проектов будет зависеть от специфики каждого конкретного населенного пункта. Если на месте строительства нового магазина инфраструктура полностью отсутствует, то основные затраты лягут на ритейлера. Если же магазин будет открываться в месте, где все уже есть, то торговцам придется заплатить лишь за присоединение к действующей инфраструктуре.
Руководитель пресс-службы X5 Retail Group (объединяет сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Владимир Русанов подтвердил подписание соглашения с Московской областью. «Оно очень важно для нас. У губернатора обширные планы по развитию городов области, и соглашение означает, что при обсуждении проектов, планировании инфраструктуры мнение ритейлеров как социально-значимых компаний будет учитываться», — говорит г-н Русанов.
Представитель Auchan в России Мария Курносова говорит, что конкретика работы механизма партнерства ритейлеров и области еще до конца не проработана и будет обсуждаться позднее.
Директор по корпоративным и внешним коммуникациям Metro C&C Оксана Токарева пояснила, что подписанием соглашения ритейлеры взяли на себя обязательство участвовать в развитии потребительского рынка в области, а власти подтвердили свое намерение содействовать торговле.
Один из участников рынка знает, что часть компаний не раз озвучивала свои предложения по софинансированию развития инфраструктуры городов при открытии там новых объектов.
В CBRE РБК daily рассказали, что строительство 1 км дороги местного назначения обойдется компаниям в 5—10 млн долл.
Среди представителей консалтинговых компаний есть мнение, что ритейлеры из-за дороговизны сооружения транспортных сетей откажутся от строительства новых магазинов и будут заниматься арендой помещений.
Владимир Сергунин, директор по развитию бизнеса Colliers International, считает, что все зависит от конкретного проекта. Если магазин планируется расположить в месте с высоким трафиком, то можно и потратить 5—10 млн долл. на прокладку 1 км дороги. К тому же строительство дорог за счет торговых сетей — это элементарная социальная ответственность бизнеса. Торговый центр — это потенциальные пробки, задержки в работе транспорта... Хочешь получать прибыль — сделай так, чтобы этого избежать. Кроме того, у правительства Подмосковья сейчас и так хватает проектов, в которые нужно вкладывать деньги, — строительство поликлиник, школ, детских садов.
Как рассказал РБК daily источник в одной из крупных сетей, подписавших соглашение, инициатива исходила от правительства Московской области. В администрации Андрея Воробьева эту информацию не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть.