Бизнес на снежных просторах
В России набирает популярность сноукайтинг — катание по снегу за парящим воздушным змеем. Спортсмены открывают школы и зарабатывают на продаже абонементов от 700 тыс. до 1,2 млн руб. за сезон. Несмотря на травмоопасность этого вида спорта, для школ сноукайтинга нет единых правил сертификации. РБК daily выяснила, как владельцы компаний работают в этой ситуации.
В Европе кататься под воздушным змеем на лыжах, сноуборде, коньках или айсбагги (тележка с коньками для льда) стали еще в 1980-х. В России лишь в конце 1990-х появлялись энтузиасты, которые вставали под самодельные кайты. Сегодня спортсмены уже проводят ежегодные чемпионаты по сноукайтингу в дисциплинах фристайл, кросс-кантри (короткие гонки) и марафон (заезды на длинные дистанции).
По оценкам Андрея Рассказова, старшего менеджера интернет-магазина кайтов Kite.ru, только в Москве и Подмосковье есть около 20 крупных площадок для занятия сноукайтингом, куда каждые выходные приезжают 100—200 человек. По словам Игоря Данилова, главного организатора кайт-фестиваля «Московское море», в столице около 40 профессиональных сноукайтеров, регулярно участвующих в соревнованиях по фристайлу. В гонках участвовать проще, поэтому ежегодно к ним присоединяются 100—300 человек. Алексей Жиров, директор по связям с общественностью Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС), считает, что в России сноукайтингом занимаются около 3 тыс. человек.
С середины 2000-х первые российские сноукайтеры стали открывать собственные школы. Поскольку профессиональных спортсменов было мало, приходилось самим обучать тренеров для набора в команду. Сначала школы, состоящие из двух-трех тренеров, не были зарегистрированы как юридические лица. Их целевой аудиторией стали любители кайтсерфинга (кайтинга на воде), которые не могли уехать в зимний сезон на море. Тем, кто начинал заниматься не с нуля, было достаточно одного-двух часов, чтобы освоить сноукайтинг.
Сегодня же основная аудитория школ — те, кто случайно узнал про этот зрелищный вид спорта. Базовый курс для таких клиентов в разных школах длится от 6 до 12 часов.
В первые годы работы школ в каждую из них приходили не больше 10—20 человек. Сегодня количество учеников в год выросло до 50—150. Научиться кататься по снегу под воздушным змеем москвичам сегодня предлагают несколько десятков школ. Около пяти из них основаны профессиональными кайтрайдерами и имеют хорошую репутацию.
Курс для новичков стоит от 12 тыс. до 20 тыс. руб. Оплатить обучение можно единовременно или разбить оплату по часам (1,5—2,5 тыс. руб. в час). «Сноукайтинг в России однозначно более популярен, чем летний кайтсерфинг», — уверен Антон Вальтер, руководитель школы KiteZone. По его словам, кататься под кайтом на воде в школах Подмосковья ежегодно учатся 30—50 человек, в выездных турах на море участвуют не более 100 человек.
Сегодня большинство московских школ приглашают учеников на открытые площадки — на поля Подольска и Химок, в Строгино. Тех, кто хочет кататься по застывшим водоемам, учат на озере Сенеж под Солнечногорском и на озере Плещеево недалеко от Переславля-Залесского.
Деньги на ветер
Сегодня в школах работают от двух до семи тренеров, которые получают 30—50% от чека каждого клиента. В низкий сезон (приходится на май—июнь) доход инструктора в месяц колеблется от 35 тыс. до 70 тыс. руб. В горячие зимние месяцы — от 70 до 100 тыс. руб. В зависимости от школы количество учеников в группе — от двух до шести.
Выручка школ от продажи абонементов и часовых уроков за зимний сезон, по подсчетам РБК daily, варьируется от 700 тыс. до 1,2 млн руб. Кроме того, школы кайтинга зарабатывают на продаже снаряжения. Тренеры договариваются с дилерами или производителями о закупках по оптовым ценам, которые оказываются на 15—30% ниже розничных. По словам участников рынка, за один-два сезона школы тратят на закупку снаряжения от 1 млн руб. Часть снаряжения основатели школ получают от производителей бесплатно в рамках спонсорских соглашений.
Многие школы также зарабатывают на организации выездных туров на 10—40 человек. На Кольский полуостров или в страны Северной Европы часто отправляются весной или осенью. Несколько раз в год школы выезжают в регионы для летнего серфинга. За организацию зарубежного тура школы удерживают процент от суммы стоимости поездки. Он, по словам опрошенных РБК daily руководителей школ, составляет 10—40%. Например, школа KiteClass Николая Рахматова организует пять учебных смен в сезон в селе Териберка, недалеко от Мурманска. За неделю новичков в тундре могут научить кататься за 34 тыс. руб. Тем, кого инструкторы только ориентируют на местности, поездка обходится в 25 тыс. руб. Школа Surf Point под руководством Олега Черкашина проводит четыре-пять путешествий в год, причем ее основатели оплачивают перелет и проживание своим тренерам за счет процентов для организатора. По словам Черкашина, туры не всегда приносят прибыль, цель школы — выйти в ноль.
Во время поездок руководители школ снимают фото или видео тренировок, а затем продают их желающим оставить кадры на память за 3—4 тыс. руб. Другая статья доходов — прокат оборудования кайтрайдерам, которые могут не быть выпускниками школы. Например, арендовать кайт на час обходится в 1—1,2 тыс. руб. Но для этого пришедшие должны продемонстрировать хороший уровень владения техникой.
Без полетов всерую
Частные инструкторы в России не обязаны получать специальные лицензии для обучения сноукайтингу. Многие школы до сих пор работают без регистрации юридических лиц — их основатели фактически дают частные уроки с командой тренеров.
Часть школ оформили ИП или ООО на магазин снаряжения, не акцентируя внимания на обучении в составе своего бизнеса. Другие компании зарегистрировали фирму, указав в ОКВЭД в качестве основного вида деятельности консультационные услуги или прокат инвентаря и инструктаж. Большинство школ при этом требуют от клиентов подписать документ, снимающий с инструкторов ответственность за жизнь и здоровье, а выезжающих в туры обязуют купить страховки.
По словам эксперта юридической фирмы «Клифф» Владимира Солопекина, спортивные школы могут получить в департаменте образования города Москвы такие же лицензии, как и все учреждения дополнительного образования. Для оформления лицензии школе нужно зарегистрировать юридическое лицо и подтвердить соответствие санитарным и пожарным требованиям аудиторий для теоретических занятий. К тому же придется утвердить учебные планы.
Однако большинство школ не хотят заниматься лицензированием. Получение лицензии под ключ с помощью юридической компании обойдется в 40—55 тыс. руб. Сначала нужно дождаться заключения СЭС, Роспотребнадзора и Госпожнадзора (рассматривается в течение 30 дней). Отдельные виды экспертизы СЭС оказывает платно. Департамент образования города Москвы выносит решение в течение 45 рабочих дней. Госпошлина за получение лицензии составляет 6 тыс. руб.
Поскольку зимой руководители школ активно учат сноукайтингу новичков, а в теплое время года часто уезжают из Москвы, они пока не хотят тратить время на получение лицензии. По словам Солопекина, это не считается нарушением, но лицензия на образовательную деятельность даст школам кайтсерфинга (формально школами их считать нельзя) право выдавать документы о прохождении обучения, а также проводить корпоративные курсы. «Получение лицензии определенно позволит школам работать комфортнее и, например, пользоваться льготными ставками арендной платы, которые устанавливает правительство Москвы», — говорит Владимир Солопекин.
Сложившаяся ситуация всерьез беспокоит представителей Международной ассоциации кайтбординга (IKO), так как сноукайтинг можно считать экстремальным видом спорта. Хотя все опрошенные РБК daily школы сноукайтинга заявили, что за время их работы у учеников не было серьезных травм, риск повреждений при падении все же есть. Руководители школ советуются с юристами по спорным вопросам, но введением единых правил сертификации школ кайтбординга в России никто не занимается.
За рубежом IKO сертифицирует отдельные частные школы, если они соответствуют требованиям по программам обучения, уровню инструкторов, готовности оказывать медицинскую помощь. Но в России школ сноукайтинга с лицензией IKO нет, так как международная организация предъявляет высокие требования к тренерам, им соответствуют единицы. «Единственная сертифицированная IKO школа в России — в Краснодарском крае, и в ней учат только летнему кайтсерфингу, — рассказывает Михаил Грищенко, представитель IKO в России. — С 2005 года IKO в России проводит аттестацию российских инструкторов. Ее получили около 30 российских тренеров, и большинство из них учат кайтсерфингу русских на зарубежных курортах».
Курс обучения на сертификат IKO инструкторы могут пройти только за рубежом. Стоимость обучения — 700—800 евро (32—37 тыс. руб.), с учетом стоимости выезда за границу сертификат обойдется инструктору более чем в 60 тыс. руб.
Тренеры с сертификатами IKO учат любителей не более чем в 10% российских школ. Михаил Грищенко считает, что стихийное появление школ, отдельные из которых основаны спортсменами с небольшим опытом катания, опасно для любителей зимних видов спорта.
В России существовала ассоциация кайтбординга, которая занималась его популяризацией и проводила соревнования. Однако в начале 2012 года она распалась. Руководитель школы Surf Point Олег Черкашин считает, что для контроля качества работы школ нужна единая организация. «Без единых стандартов обучения недоверие к людям без «корочки» со стороны потенциально массовой аудитории будет сохраняться», — говорит он.
Во Всероссийской федерации парусного спорта РБК daily заявили, что готовы разрабатывать стандарты обучения сноукайтингу. Для этого инициативу должен проявить комитет виндсерфинга и кайтинга ВФПС, основанный вместо прежней ассоциации кайтсерфинга.
Организация ждет обращений от игроков рынка, но инструкторы не находят времени для этого. Если школы так и не будут настаивать на разработке стандартов, ВФПС начнет работать над ними, когда количество учеников в сезон достигнет как минимум 10 тыс. человек.