Прикосновенность на дороге
Иностранные послы, дипломаты, представители международных организаций и российские судьи могут быть уравнены в правах на дороге с обычными автомобилистами. После череды дорожных инцидентов по вине водителей с правовым иммунитетом МВД подготовило проект приказа министра, который наделяет сотрудников ГИБДД правом останавливать VIP-автомобили, досматривать их, а в случае выявления запаха алкоголя отстранять судью или дипломата от управления с задержанием транспортного средства.
Проект приказа министра МВД Владимира Колокольцева (имеется в РБК daily) вносит изменения в административный регламент — основную рабочую инструкцию для всех дорожных полицейских. Главная новация — разрешение на оформление административных протоколов в отношении судей и дипломатов. В пояснительной записке к документу указывается, что предлагаемые изменения не нарушают международных обязательств России, поскольку водителей с иммунитетом предлагается не наказывать в административном порядке (штраф, арест, лишение прав), а лишь пресекать с их стороны нарушения ПДД и фиксировать уже совершенные.
Сотрудники ГИБДД получат право останавливать автомобили с иммунитетом, проверять у водителей документы, госномера, техническое состояние транспортного средства. Если водитель окажется пьян, его на общих основаниях станут «продувать» на месте либо отправлять на медосвидетельствование, а автомобиль задерживать. Дежурный офицер должен будет оперативно доложить в дипмиссию или суд об инциденте и о том, где ее представители смогут забрать транспортное средство. О каждом случае задержания авто с красным номером информируется и российский МИД.
В пресс-центре МВД пояснили, что часть приказа про иностранцев разработана по инициативе российского МИДа. Внешнеполитическое ведомство ранее предложило повысить ответственность по соблюдению ПДД лиц, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции России. Вписать в приказ судей полицейские решили самостоятельно. Генпрокуратура ранее дала добро на такой шаг, пояснив, что фиксация нарушений на дороге не противоречит закону «О статусе судей».
Последний инцидент с участием представителя правосудия произошел 3 января на Щелковском шоссе. На 16-м километре судья Московского окружного военного суда Вадим Краснов на своем автомобиле Ssang Yong выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с Ford. С тяжелыми травмами были госпитализированы семь человек.
«МВД давно пора было принять подобный документ, — сказал РБК daily партнер адвокатского бюро «Коблев и партнеры» Игнат Яворский. — Сегодня судьи и дипломаты неприкасаемы на дороге, и эта безнаказанность опасна в том числе и для других участников дорожного движения». По словам адвоката, в кодексе судейской этики говорится, что судья даже в повседневной жизни не должен умалять авторитет судебной власти. «Для судей куда страшнее лишиться работы, нежели заплатить штраф. Если его начальство узнает, что он регулярно проезжает на красный сигнал светофора, то может задуматься о профпригодности такого судьи. Теперь над судьями будет висеть дамоклов меч: они будут бояться ориентировок из полиции и станут ездить гораздо аккуратнее», — считает г-н Яворский.
Иная позиция у экс-судьи Мосгорсуда Сергея Пашина. «Во многих европейских странах судья не вправе рассчитывать на особый правовой режим на дороге, но, боюсь, мы к такому еще не готовы, — отметил он. — У нас в 1990-е годы практиковалось, когда правоохранительные органы под предлогом, что судья якобы совершил какой-то проступок, разворачивали против него настоящую травлю. Таким образом силовики мстили за засуженных коллег». По словам эксперта, существует риск, что приказ МВД вернет такие ситуации в повседневную жизнь судей.