Лента новостей
TikTok подписал сделку о продаже бизнеса в США 02:26, Статья Трамп заявил о планах «вернуть американцев на Луну» к 2028 году 01:56, Статья Лукашенко назвал Меланию Трамп самым сильным оружием президента США 01:21, Статья В Одессе прогремели взрывы 01:13, Новость Хегсет назвал препятствия при наборе новобранцев в армию США 01:08, Новость Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны 01:00 ЕС не показал первую главу коммюнике после встречи по активам России 00:50, Новость Аэропорт Волгограда ввел временные ограничения на полеты 00:46, Новость Арахамия предрек плохие или очень плохие условия мира для Украины 00:44, Статья Из-за украинского дрона в Белгороде пострадал пятимесячный младенец 00:33, Новость В Белгороде из-за дрона ВСУ повреждены десять многоквартирных домов 00:30, Статья «Страна» описала стратегию сохранения власти Зеленского 00:29, Статья Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке 00:10 Владимир Путин проведет прямую линию 00:01, Статья В Кремле обсудили отставку замглавы ЦИК 00:00, Статья Ученые назвали пять негативных последствий от «аномально» крепкого рубля 00:00, Статья Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии 18 дек, 23:30 Кабмин утвердил перечень бюджетных расходов с цифровым рублем 18 дек, 23:19, Статья
Газета
Суд всемогущий
Газета № 015 (1790) (3101) Общество,
0

Суд всемогущий

СКР хочет ввести институт объективной истины по уголовному делу
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

От имени единоросса Александра Ремезкова в Госдуму внесены поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, вводящие институт «объективной истины по уголовному делу». Законопроект был разработан в Следственном комитете России (СКР) около двух лет назад, когда глава ведомства Александр Бастрыкин предложил расширить полномочия судей: вместо пассивного выслушивания позиций сторон им хотят поручить самостоятельно устанавливать истину.

В Госдуму внесен законопроект, признающий основополагающий принцип состязательности в судах чуждым российским традициям и вводящий вместо него в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) новый — установление «объективной истины» (существовал в советском УПК). Формальным автором документа выступил единоросс Александр Ремезков.

«Этот законопроект подготовлен Следственным комитетом, — рассказал РБК daily старший инспектор главного организационно-инспекторского управления СКР Георгий Смирнов. — Мы долгое время собирали отзывы, большинство из которых оказались положительными, поэтому и было решено внести документ в Госдуму».

СКР не обладает правом законодательной инициативы, в связи с чем законопроект внес Александр Ремезков. Выбор пал именно на этого депутата, так как он является зампредом профильного думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, объяснили в СКР.

Законопроектом предлагается коренная реформа, изменяющая основу всего уголовного процесса. «Мы хотим уйти от модели чистой состязательности: сейчас у нас приговор может быть вынесен не из-за того, что суд установил объективную истину и решил, кто и в чем виноват, а из-за того, что какая-то из сторон — обвинение или защита — подготовились к процессу лучше», — рассказал РБК daily представитель СКР.

По словам г-на Смирнова, как правило, у нас недорабатывает сторона защиты. Во-первых, со стороны обвинения у прокурора есть вся полнота доказательств, во-вторых, в большинстве случаев подсудимый пользуется бесплатным адвокатом, не очень стимулированным к победе в процессе. «Сегодня суд не обязан проявлять активность для установления истины по делу, он должен лишь наблюдать со стороны. Мы предлагаем, чтобы судья, увидев, что какая-то сторона недоработала, смог вмешаться, чтобы сбалансировать это неравенство», — говорит Геннадий Смирнов.

Смена судебной системы на романо-германскую модель означает, что суд фактически сможет самостоятельно вести следствие, восполнять неполноту доказательств и гораздо чаще, чем сейчас, возвращать уголовные дела прокурору, объясняют в СКР. Нынешняя модель больше тяготеет к не свойственной России англо-американской системе правосудия, где судья выступает пассивным наблюдателем и не имеет права проявлять какую-либо активность в собирании доказательств. «В таком процессе приоритетной является не объективная, а формально-юридическая истина победившей в споре стороны, даже если она не соответствует действительности», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

При этом критику правозащитников и некоторых юристов вызывает положение, ограничивающее презумпцию невиновности. «Толкование неустранимых сомнений в пользу обвиняемого может быть применено лишь в случае невозможности достижения по делу объективной истины и только после принятия исчерпывающих мер к ее отысканию», — говорится в пояснительной записке.

«Это не первый заход ввести этот институт, предлагается поставить суд де-юре в один ряд со следствием и прокуратурой, — прокомментировал РБК daily президент адвокатской палаты Москвы Генри Резник. — Следственный комитет просто хочет устранить возможность оправдания в суде».

По словам юриста, презумпция невиновности сегодня приравнивает недоказанную виновность к доказанной невиновности. «Предлагается же, если прокуратура не сможет доказать виновность подсудимого, отправлять дело на доследование по признаку неполноты собранных доказательств. В таком случае суд утрачивает качество органа, который вершит правосудие и становится на сторону обвинения», — отметил г-н Резник.

В СКР с критикой не согласны, отмечая, что вставать на сторону защиты судам придется гораздо чаще.