«Умное страхование» для российских водителей
ГК «Ренова» приобрела 100% акций компании Octo Telematics, которая предоставляет в Европе и США услуги по телематическому страхованию. Автомобиль, оснащенный этой системой, передает страховщику информацию о стиле вождения, пройденном маршруте и других параметрах, необходимых для расчета выплат. К 2023 году рынок «умного страхования» в России может составить 4,7 млн телематических полисов и оценивается в 28,2 млрд руб. в год.
«Octo Telematics специализируется на «умном страховании». Они разрабатывают софт, чипы, которые могут быть интегрированы в автомобили. В России сегодня рынок телематики отсутствует. Так было и с Канадой, куда пришла Octo и сформировала его. В мире это успешный профильный бизнес, который уже сейчас зарабатывает деньги», — рассказал представитель ГК «Ренова».
Сумма сделки не разглашается, но эксперты, опрошенные РБК daily, оценивают ее в несколько сотен миллионов евро. Клиентами Octo Telematics сегодня являются 8 из 10 крупнейших мировых страховых компаний. Головные офисы Octo расположены в Риме и Лондоне, а филиалы находятся более чем в 20 странах.
ГК «Ренова» была ориентирована на инвестиции в инновационные наукоемкие проекты и трансфер технологий из-за рубежа в Россию (так было с Oerlikon, Sulzer), так что покупка Octo Telematics соответствует заявленной стратегии группы. В сообщении компании приводятся слова председателя совета директоров ГК «Ренова» Виктора Вексельберга, который отмечает, что видит потенциал в сотрудничестве с НП ГЛОНАСС.
Президент НП ГЛОНАСС Александр Гурко в беседе с РБК daily пояснил, что «оптимальной платформой для страховой телематики будет созданная в прошлом году система экстренного реагирования при авариях «Эра-ГЛОНАСС».
По словам руководителя управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование» Ильи Григорьева, потенциал технологии по «умному страхованию» в России очень велик. «Мы готовы использовать качественную технологию, предоставляющую данные о скорости движения, ускорения, замедления, перегрузки, в частности, в момент ДТП уже сегодня. Но распространение таких устройств будет сильно зависеть от их конечной стоимости. Если цена за одно устройство с учетом обслуживания не будет превышать 5—7 тыс. руб. в год, то в этом случае можно будет говорить о полноценном развитии «умного страхования», — говорит он. Другой сложностью страховщик называет действующую российскую судебную систему, которая пока не готова принимать телематические и навигационные данные в качестве документального подтверждения при ДТП.
По оценкам экспертов, количество автомобилей на российском рынке сопоставимо с данными по другим крупным европейским рынкам — около 38 млн легковых машин в 2013 году, а к 2017 году их число вырастет до 45 млн. Ожидаемый рост количества страховых полисов на основе телематических услуг в России в 2023 году составит 4,7 млн. Если оценивать один контракт в приемлемые для экспертов 5—7 тыс. руб., то рынок может достичь 28,2 млрд руб. в год.