Банками не вышел
Участие первого вице-президента Ассоциации региональных банков Александра Хандруева в банках с отозванными лицензиями, включая Мой Банк, вызвало недовольство у членов лоббистской организации. Его действия чреваты репутационными рисками, считают в ассоциации. Г-н Хандруев называет претензии к себе необоснованными.
О том, что присутствие г-на Хандруева в органах управления проблемных банков вызвало недовольство участников Ассоциации региональных банков, РБК daily рассказали источники в самой ассоциации. «Он вправе заниматься чем хочет, но тот факт, что он входил в банки, у которых впоследствии ЦБ отозвал лицензии, чреват для ассоциации репутационными рисками», — говорит источник в Ассоциации региональных банков (ассоциация «Россия»). Другой источник РБК daily считает, что в ближайшее время может быть поставлен вопрос об исключении г-на Хандруева из ассоциации.
Экс-зампред ЦБ Александр Хандруев занимает должность первого вице-президента Ассоциации региональных банков, является генеральным директором консалтинговой компании «Банки. Финансы. Инвестиции». Он входил в наблюдательный совет Инвестбанка (в 2010 году). А после покупки в ноябре прошлого года у Глеба Фетисова группой физлиц Моего Банка вошел в совет директоров кредитной организации. Оба банка лишились лицензий Банка России (Мой Банк — 31 января 2014 года, Инвестбанк — 13 декабря 2013 года). Г-н Хандруев не был акционером Моего Банка, но при сделке по продаже г-ном Фетисовым банковских активов вошел в капитал «Мой Банк. Ипотека» (у него доля в 8,16%).
Президент ассоциации Анатолий Аксаков сообщил РБК daily, что «никакого проекта документа об исключении г-на Хандруева из ассоциации нет, но члены ассоциации могут задать ему интересующие их вопросы». «Возможно, это произойдет на заседании совета, которое состоится в четверг», — добавил г-н Аксаков.
Александр Хандруев называет претензии к себе необоснованными. «Из совета директоров Инвестбанка я вышел летом 2011 года, — сказал он РБК daily. — Пока я там был, ни одного предписания Инвестбанку не было, беззалоговый кредит банк вернул УБ досрочно».
По словам г-на Хандруева, из совета директоров Моего Банка его вывели 26 декабря. «Я вошел, когда был отток средств, и занимался тем, чтобы банк спасти, — утверждает он. — Действий с моей стороны, которые бы способствовали отзыву лицензии, не было».
Бывший топ-менеджер Московского банка реконструкции и развития (сейчас МТС Банк) говорит, что Александра Хандруева часто приглашали в качестве консультанта или посредника в сделках по слияниям и поглощениям банков. «Он сначала помогает заключить сделку, а потом его в качестве вознаграждения приглашают в совет директоров кредитной организации», — говорит банкир. За членство в совете директоров средняя по размеру кредитная организации платит 5—10 тыс. долл. в месяц.
В совет директоров МБРР г-н Хандруев вошел после сделки по присоединению Далькомбанка в 2009 году, в которой он выступал посредником. В совете директоров Инвестбанка он появился, когда тот покупал региональные банки. «С Моим Банком та же история», — полагает экс-топ-менеджер МБРР, отмечая, что в последнее время сделок M&A на банковском рынке мало.