Alibaba сыграет в карты
Alibaba объявила, что готова заплатить около 1,15 млрд долл. за получение полного контроля над крупнейшей в КНР навигационной компанией AutoNavi. Лидер китайской интернет-торговли намерен интегрировать геолокационные сервисы в свои приложения для смартфонов, чтобы лучше конкурировать с Baidu и Tencent. В последнее время ведущие игроки китайского технологического сектора развили бурную активность в сфере M&A, надеясь добиться преимущества.
Последнее предложение Alibaba оценивает AutoNavi в 1,6 млрд долл. Компания уже владеет 28% акций навигационного сервиса, которые она приобрела за 294 млн долл. в мае прошлого года. С тех пор стоимость AutoNavi в глазах главы Alibaba Джека Ма выросла вдвое: он готов заплатить за оставшийся пакет на 27% больше его рыночной стоимости по итогам торгов 7 февраля. При этом выручка AutoNavi снижается уже три квартала подряд. Геолокационная компания заявила, что сформирует комитет независимых директоров, который оценит предложение Alibaba.
Сейчас AutoNavi, база цифровых карт которой охватывает 3,6 млн км дорог Китая и более 20 млн объектов на них, получает основную выручку за счет предоставления своих данных для штатных навигационных систем автомобилей BMW, Audi и General Motors. Кроме того, она является лидером на рынке картографических приложений для смартфонов и планшетов (31%) и предоставляет данные для аналогичных сервисов Google и Apple в Китае. Кроме того, AutoNavi — одна из немногих компаний, получивших лицензию властей на составлении цифровых карт Китая.
Однако в последнее время AutoNavi столкнулась с возросшей конкуренцией со стороны навигационных сервисов интернет-поисковика Baidu и Tencent, владеющей самым популярным в КНР сервисом голосовых сообщений WeChat. Alibaba же в области навигации сильно отстает от других китайских интернет-гигантов. «Alibaba старается потеснить Tencent в сфере геолокационных сервисов. Покупка AutoNavi целиком позволит ей интегрировать и лучше монетизировать этот сервис», — пояснил Bloomberg аналитик Guotai Junan International Holdings Рики Лай.
Alibaba намерена использовать сервисы AutoNavi, чтобы привести пользователей смартфонов в офлайн-магазины, сообщило Reuters со ссылкой на источники, знакомые с вопросом. Кроме того, компания хочет интегрировать собственные данные о «точках интереса», например о магазинах в сервисы AutoNavi. Не исключено также, что они будут встроены и в платежную систему Alipay, которую Alibaba сейчас продвигает для оплаты товаров в магазинах с помощью смартфонов.
В последнее время китайские технологические гиганты активно ищут небольшие компании, которые укрепили бы их существующий бизнес или открыли бы направления для роста. Например, Baidu в прошлом году провела крупнейшую в истории китайского интернет-рынка сделку, заплатив 1,9 млрд долл. за ведущий интернет-магазин приложений 91 Wireless.
Alibaba незадолго до этого потратила почти 600 млн долл. на 18% акций популярного в Китае сервиса микроблогов Sina Weibo. В октябре прошлого года Alibaba стала ведущим инвестором в американский стартап ShopRunner в рамках привлечения им финансирования на 206 млн долл. В декабре компания вложила 360 млн долл. в логистическое СП с производителем электроники Haier.
Эти сделки значительно подогревают интерес к самой Alibaba, которая, как ожидается, в этом году проведет IPO — крупнейшее со времен размещения Facebook. Если осенью прошлого года инвестбанки полагали, что при выходе на биржу компания может получить оценку в 100 млрд долл., то сейчас ожидания возросли. Goldman Sachs в январе не исключил, что Alibaba может стоить 150 млрд долл., а Maquarie Group оценила интернет-гиганта и вовсе в 200 млрд долл.