Бирюлево безнаказанное
Под амнистию попали фигуранты дела о волнениях в Бирюлеве Западном — им инкриминировали хулиганство. В Следственном комитете РБК daily рассказали, что других подозреваемых нет, дело прекращено.
Освобожденных четверо. Трое находились в СИЗО — 23-летние разнорабочие Тимур Мусикаев и Артем Новиков (ранее — трижды судимый за грабеж, вымогательство и мошенничество) и 18-летний учащийся строительного колледжа Андрей Титаренко. Личность четвертого фигуранта дела не раскрывается из-за того, что он — несовершеннолетний. По информации источника РБК daily в СКР, других фигурантов в деле о бирюлевских волнениях нет, оно прекращено.
13 октября 2013 года жители Бирюлева Западного и националисты провели народный сход с требованием найти убийц местного жителя Егора Щербакова. Сход перерос в волнения, в ходе которых толпа разбила стекла и ворвалась ТЦ «Бирюза», а также на местную овощебазу. Вскоре после волнений по делу об убийстве Щербакова был арестован уроженец Азербайджана Орхан Зейналов.
Двое предпринимателей, снимающих помещения в ТЦ «Бирюза», на условиях анонимности заявили РБК daily, что ущерб их торговому центру нанесен незначительный и претензий у них нет. Один из собеседников затруднился оценить тот факт, что хулиганов отпустили, второй поддержал применение к ним амнистии.
Защита обвиняемых за участие в волнениях еще в декабре подавала ходатайство об освобождении своих клиентов по амнистии. Адвокат Мусикаева Олег Аниканов рассказал РБК daily, что ни один фигурант дела не обвинялся в причинении конкретного имущественного ущерба либо вреда здоровью полицейским. Его клиент обвинялся в том, что кинул урну в сторону полицейских, ни в кого не попав. Этому есть видеоподтверждение, но адвокат считает, что урну Мусикаев «не кидал, а отбрасывал от себя».
Аниканов говорит, что следствие задавало вопросы о «Бирюлевском фронте» — группировке националистов, по одной из версий, причастной к организации волнений, но связей подсудимых с ультраправыми не выявлено. Единственное, что удалось найти у обвиняемого Титаренко, — следователи изъяли некое «националистическое стихотворение, написанное задолго до бирюлевских событий». В то же время один из омоновцев дал показания, что в хулиганских действиях участвовали и «лица неславянской внешности в шапках с надписью «Азербайджан».
Амнистированный Артем Новиков согласился поговорить с РБК daily, но на большинство вопросов отвечал односложно. По его словам, в тюрьме с ним обращались корректно, амнистия стала для него неожиданностью. Он отказался говорить о причинах, приведших к волнениям в районе, в котором он живет с середины 1990-х.
Организатором бирюлевского схода выступило националистическое движение «Русские». Его лидер Дмитрий Демушкин рассказал РБК daily, что членов его движения регулярно вызывают к полицейским по разным поводам — с одной из таких встреч Демушкин вышел незадолго до звонка корреспондента. Демушкин говорит, что у него и его соратников пытаются выведать, как были организованы бирюлевские волнения, но на эти вопросы националисты отвечать отказываются, так как они задаются в форме «бесед за жизнь» и никто из «Русских» не является по делу обвиняемым или свидетелем. Демушкин думает, что за бирюлевские события арестовывать больше никого не будут.
Член президентского совета по межнациональным отношениям Николай Сванидзе сказал РБК daily, что был уверен, что бирюлевское дело так и закончится — действия бирюлевской толпы имеют массовую поддержку.
Руководитель комитета по делам молодежи Российского конгресса народов Кавказа Султан Тогонидзе пояснил РБК daily, что его организация следит за развитием дела, но не пытается влиять на правоохранителей. По его мнению, применение к бирюлевским хулиганам амнистии не противоречит принципу неотвратимости наказания. Когда они совершали преступление, они не могли знать, что их отпустят.
Следствие по делу об организации незаконной миграции, по которому в качестве обвиняемых проходят председатель правления компании ЗАО «Новые Черемушки» (оператор овощебазы в Бирюлеве) Магомед Чурилов, гендиректор «Новых Черемушек» Алиасхаб Гаджиев и гендиректор охранявшего базу агентства «Конкорд» Виктор Котелевский, пока не завершено.