Взятки добрались до дома
В понедельник два оперативных сотрудника по борьбе с экономической преступностью и противодействию коррупции МВД были помещены под домашний арест. Источники РБК daily в МВД сомневаются в виновности своих сотрудников, говоря, что речь идет об излишнем служебном рвении их коллег из СКР.
Следственный комитет России (СКР) добился пересмотра субботнего решения Басманного суда о том, чтобы не отправлять под арест полицейских, специализирующихся на выявлении случаев бюджетных хищений, и со второй попытки двое полицейских, занимающих руководящие должности, были отправлены под домашний арест (в СКР просили заключить их в СИЗО). В минувшие выходные серия обысков прошла в ключевом управлении МВД по борьбе с коррупционными преступлениями — ГУЭБ и ПК — были задержаны восемь человек, трое из них являются офицерами полиции.
Подозреваемыми по делу проходят заместители начальника управления «Б» (выявляет крупные хищения бюджетных средств) ГУЭБ и ПК Иван Косоуров и Алексей Боднар, а также старший оперуполномоченный 28-го отдела того же управления по фамилии Борисоглебский и несколько лиц, выступавших в роли агентов у полицейских. Следователи инкриминировали полицейским «превышение должностных полномочий» и «провокацию взятки или коммерческого подкупа». Подробности расследования не раскрывает ни одно силовых ведомств.
Как рассказал источник РБК daily в ФСБ, оперативники МВД узнавали по своим каналам, кто из чиновников склонен брать взятки. Но так как поймать его непосредственно в момент передачи средств крайне затруднительно, поскольку взяткодатели не спешат заявлять в полицию о берущих взятки чиновниках, они подсылали к ним своих агентов. При этом речь не шла о банальных подставах с подбрасыванием, полицейские просто перед тем, как пресечь преступление, искусственно его создавали. Уголовно-процессуальный кодекс запрещает такие методы, а Уголовный наказывает штрафом до 200 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Заявление на оперативников, по информации источника в ФСБ, написал один из руководящих сотрудников госкорпорации «Росатом», чья фамилия не разглашается. В пользу этой версии говорит тот факт, что в «антиполицейской» спецоперации принимали участие оперативники 6-го отдела ФСБ, курирующие госкорпорации. Представитель «Росатома» сказал РБК daily, что такая информация у них не проходила.
«Если бы они подсылали провокаторов, чтобы потом вымогать взятку с тех, кто взял от них деньги, — все симпатии сейчас бы оказались на стороне Следственного комитета, — прокомментировал РБК daily бывший следователь Андрей Скоробогатов. — Но тогда дело должно было быть возбуждено по статьям «вымогательство» либо «получение взятки». Следствие же инкриминирует полицейским только «провокацию» и «превышение полномочий» — другими словами, оперативники слишком рьяно подошли к исполнению своих обязанностей, помогали чиновникам раскрыть свою коррупционную сущность».
Источник РБК daily в МВД также не считает заподозренных оперов преступниками. «На их счету несколько десятков резонансных раскрытий. Я очень сомневаюсь, что все они были достигнуты нелегальными способами», — отметил полицейский.
Последним разоблачением управления «Б» ГУЭБ и ПК стало выявление двух мошенников, обещавших за 60 млн руб. помочь своему знакомому вступить в высший совет партии «Единая Россия».
Ситуация один в один напоминает начало «игорного дела», говорят эксперты. «Справиться с прокурорами у СКР не хватило полномочий, в итоге дело практически развалилось, вот теперь решили пободаться с полицейскими», — прокомментировал РБК daily гендиректор юркомпании ICN Максим Смирнов.