Добро пожаловать в стагнацию
Ускорения роста российской экономики, на которое надеется правительство, в ближайшие три года не произойдет. ВВП будет расти минимальными темпами, признали вчера Центральный банк и Минэкономразвития.
Мегарегулятор снизил прогноз по росту ВВП на этот год с 2 до 1,5—1,8%, следует из опубликованного вчера доклада о денежно-кредитной политике. Прогноз на следующие два года — 1,7—2% (ранее — 2,5—3%), но даже столь скромное ускорение будет возможно лишь при условии восстановления мировой экономики и улучшения инвестклимата внутри страны, подчеркивают монетарные власти. Основными сдерживающими рост факторами в ЦБ по-прежнему считают внешние: это низкая деловая активность в странах — торговых партнерах России, особенно в еврозоне, и, как следствие, слабый спрос на российскую продукцию, а также возможное увеличение добычи нефти, что ставит под угрозу высокие цены на нефть (во вторник вечером — 109,66 долл. за баррель Brent).
Потенциал для роста промпроизводства в ближайшие годы невелик, указывают авторы доклада: загрузка производственных мощностей и так высока (в том числе из-за низкой инвестиционной активности в прошлом году). А на отечественный рынок труда отрицательно повлияют демографические тенденции. Главным драйвером роста в 2014 году будет частное потребление (в том числе за счет розничного кредитования), но его динамика будет сдерживаться замедлением роста реальных доходов, считают в Центробанке.
Директор аналитического департамента «Норд Капитал» Владимир Рожанковский соглашается, что главная причина низкого роста — слабое восстановление еврозоны, но считает прогноз ЦБ на этот год слишком оптимистичным. «В этом году в лучшем случае можно прогнозировать 1% роста, по январю промпроизводство уже ушло в минус (на 0,2% в годовом исчислении. — РБК daily). Рост на 1,5% можно ожидать только в 2015 году», — полагает он.
«Обсуждать всерьез, что будет в 2015—2016 годах, — дело бесперспективное», — считает старший экономист Sberbank CIB Антон Струченевский, но допускает, что сценарий ЦБ может реализоваться. «Экономика в прошлом году функционировала ниже потенциального уровня (рост составил 1,3%. — РБК daily) и демонстрировала спад в тех отраслях, где с мощностями все в порядке», — напоминает он. По его мнению, главная причина этого — в неопределенности на валютном рынке. В Центробанке утверждают, что нынешнее ослабление рубля (с начала года бивалютная корзина подорожала примерно на 9%, за год — на 19%) не окажет существенного влияния на экономическую активность: слабая национальная валюта мешает одним отраслям экономики, зато помогает другим.
«Достичь существенного ускорения темпов роста экономики будет можно в 2016—2020 годах», — заявил вчера замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач на заседании президиума РАН. Если этого не произойдет, структурная перестройка секторов транспорта, здравоохранения и образования будет невозможна, предупредил он.
Понижение прогнозов экономического роста всегда приводит и к пересмотру бюджета. Первые правки в него могут быть внесены летом, говорит член Экономической экспертной группы Александра Суслина. По ее мнению, из-за «большой неопределенности с ценами на нефть и курсом доллара» пока сложно судить, насколько кардинальными они будут. «Обычно под сокращение подпадают статьи развития национальной экономики и инфраструктурные проекты. Социальную сферу и оборону никто не трогает», — добавляет эксперт.
Сегодня свои предложения по ускорению роста экономики Владимиру Путину представит группа ученых РАН во главе с президентом академии Владимиром Фортовым. Во встрече также примут участие глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, министр финансов Антон Силуанов и председатель Центробанка Эльвира Набиуллина.