Китайский «твиттер» пропишется в США
Китайский сервис микроблогов может провести IPO в США на сумму около 500 млн долл. уже во втором квартале. Weibo — самая популярная социальная сеть в Китае, где закрыт доступ к Facebook. Однако у нее могут возникнуть трудности с инвесторами: в последнее время китайцы активно переходят на мобильные чаты, где они могут выражать свое мнение, не опасаясь цензуры властей.
По данным источников The Financial Times, Sina Corp., владеющая Weibo (микроблог в переводе с китайского), уже наняла инвестбанки Goldman Sachs и Credit Suisse для подготовки к размещению. О грядущем биржевом дебюте сервиса сообщили также Reuters и Bloomberg. В Sina информацию о подготовке к IPO не комментируют, но в ноябре прошлого года гендиректор Sina Corp. Чарльз Чао заявлял, что компания рассматривает возможность вывода Weibo на биржу. Сейчас время для этого крайне удачное. За январь-февраль в технологическом секторе было объявлено об IPO и сделках M&A на общую сумму более 50 млрд долл. — максимально для данного периода с 2000 года, когда был пик «бума доткомов».
В апреле прошлого года 18% акций Sina Corp. приобрел за 586 млн долл. китайский интернет-гигант Alibaba, получив также право увеличить свою долю до 30%. В рамках той сделки компания, основным активом которой является Weibo, была оценена в 3,3 млрд долл. С тех пор акции Sina Corp., торгующиеся на NASDAQ, подорожали более чем наполовину, и рыночная капитализация компании сейчас составляет около 5 млрд долл. Во столько же аналитики JP Morgan оценили Weibo саму по себе, в то время как в Barclays считают, что она стоит 5,8 млрд долл.
Weibo была создана в сентябре 2009 года. Размер сообщений был в духе Twitter ограничен 140 символами, в то время как возможность создавать группы и добавлять мультимедиаконтент была подсмотрена у Facebook. Поскольку доступ в американскую соцсеть для китайцев закрыт (с июля 2008 года), Weibo очень быстро пошла в массы и сейчас является самой популярной в Китае интернет-площадкой такого рода с 60,2 млн активных пользователей в день.
Рекламная выручка Weibo в июле—сентябре 2013 года выросла на 125%, до 43,7 млн, нерекламная увеличилась на 121%, до 9,7 млн долл., свидетельствует отчетность Sina Corp. Представить финансовые результаты за четвертый квартал прошлого года компания должна была после закрытия торгов в США в понедельник. Бумаги Sina на открытии в понедельник подорожали на 5,5%.
Листинг Weibo — еще одно подтверждение ренессанса китайских IPO на американских биржах. В 2013 году компании из КНР привлекли от инвесторов в Америке 907 млн долл., в пять раз больше, чем годом ранее, подсчитало Bloomberg. В январе китайский онлайн-ритейлер JD.com подал в Комиссию по ценным бумагам и биржам США заявку на проведение IPO, в ходе которого может быть выручено 1,5 млрд долл. В случае успеха это будет крупнейшим в истории китайским IPO в Америке.
Однако у Weibo могут возникнуть сложности с инвесторами. По данным китайских властей, за прошлый год число пользователей микроблогов в Китае сократилось на 9%, до 280,8 млн человек. Китайцы все чаще предпочитают публичным соцсетям сервисы голосовых сообщений вроде WeChat от Tencent, которые позволяют выражать свое мнение, не боясь, что оно не понравится цензорам. Тем не менее по итогам июля—сентября прошлого года число пользователей Weibo увеличилось на 11,2% по сравнению с предыдущим кварталом. Аудитория Twitter в четвертом квартале выросла менее чем на 4%.
В рамках борьбы с инакомыслием власти КНР тщательно фильтруют информацию в соцсетях. Примерно 30% всех нежелательных сообщений в Weibo удаляются в течение 5—30 минут, а 24 часов достаточно, чтобы подчистить 90% таких постов, подсчитали в прошлом году независимый исследователь Чжу Тао и студент Bowdoin College Дэвид Фиппс. Например, в 2010 году Weibo удалила аккаунт китайского арт-деятеля Ай Вэйвэя, а в 2012 году сервис блокировал сообщения своих пользователей, посвященные забастовкам сотрудников заводов Foxconn.