Оговорка по Путину
Прося деньги у МВФ и других кредиторов, Украина будет оглядываться на условия получения декабрьского трехмиллиардного займа от России. Если госдолг страны превысит 60% от ВВП, кредитор сможет потребовать немедленного погашения долга. Этот лимит может быть превышен из-за девальвации гривны и возможной потери Крыма.
Важная оговорка
В проспекте евробондов на 3 млрд долл. говорится, что, пока бумаги находятся в обращении, Украина обязуется поддерживать общий объем госдолга и долга, гарантированного государством, на уровне не более 60% от годового номинального ВВП.
Как признается профессор права университета Дьюка в США Миту Гулати в заметке для финансового блога FT Alphaville, он много лет изучает документацию по выпускам суверенных бондов, но с таким ковенантом встречается впервые. Его включение в условия евробондов было сделано по настоянию России, уверен эксперт.
На конец 2013 года отношение долга к ВВП составляло 40,5%, следует из материалов украинского Минфина. Но из-за девальвации гривны (с начала года она подешевела к доллару почти на 11%) валютная часть украинского госдолга при пересчете на гривны резко возросла. Если курс гривны составляет 10 гривен за доллар (сейчас — около 9,23), то коэффициент долг/ВВП увеличивается до 46%, оценил руководитель отдела исследований по развивающимся рынкам Standard Bank Тимоти Эш. Он не исключает, что уже сейчас с учетом девальвации гривны и гарантированных Украиной обязательств «Нафтогаза» перед «Газпромом» долговой коэффициент превышает 50%.
По прогнозу многих экономистов, украинский ВВП в этом году сократится, а значит, соотношение долг/ВВП будет еще выше. «Если мы учтем потенциальную утрату Крыма, неизбежные экономические последствия беспорядков по всей стране и, наконец, спад ВВП, который обычно наблюдается при программах экономии, предписываемых МВФ, долговой коэффициент, вполне вероятно, приблизится к 60%», — полагает Миту Гулати.
Украине и ее западным кредиторам придется тщательно взвесить размер помощи новым украинским властям, чтобы не нарушить ковенант. Экономисты Международного института финансов (IIF) ранее оценивали ее размер в текущем году в 20—25 млрд долл. По оценкам Тимоти Эша, даже кредит на 10 млрд евро может поставить долговой коэффициент «в опасную близость» к 60% ВВП.
По оценке вице-президента ING по России и СНГ Дмитрия Полевого, чтобы размер украинского долга вырос до 60% ВВП, Киев должен занять еще 32 млрд долл. Но эта оценка дана, исходя из сохранения объема ВВП на прошлогоднем уровне и без учета девальвации гривны.
Всемирный банк заявил, что может одолжить Украине в текущем году до 3 млрд долл., США пообещали до 1 млрд долл., а Евросоюз — 11 млрд евро. И это без учета кредитной программы МВФ, которая призвана играть центральную роль в финансовом спасении Киева.
На что может рассчитывать Россия?
Если ковенант будет нарушен, Россия будет вправе потребовать немедленного погашения долга. Делать это Украине, вероятно, придется из средств МВФ или Евросоюза. Если Украина откажется досрочно погашать евробонды при нарушении ковенанта, это может квалифицироваться как дефолт.
«Сегодня вопрос досрочного погашения долга Украиной не обсуждается», — заявила РБК пресс-секретарь министра финансов России Светлана Никитина. Но, по мнению председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Натальи Бурыкиной, Россия может воспользоваться своим правом: «По обычной практике, когда есть какие-то особенности выпуска [вроде ковенанта о предельном размере долга], можно предъявлять к выкупу бумаги [досрочно]. Точно так было по евробондам российских организаций в кризис 1998 года. Обычная практика, здесь нет ничего необычного с точки зрения реализации прав инвесторов».
Альтернативы
Теоретически Украина может сослаться на доктрину «одиозных долгов» (odious debts). Согласно этой концепции, новое правительство, считающее себя демократическим, а прежние власти — коррумпированной диктатурой, может отказаться от долгов прежнего режима. Но для этого Киеву нужно доказать, что деньги, привлеченные Януковичем, были направлены на личное обогащение правителей. «Янукович присвоил себе лишь часть поступлений от сделки с Россией, а большинство средств все-таки прошло через украинскую казну, — полагает профессор школы права Чикагского университета Эрик Познер. — Если это так, то Украине придется платить по счетам бывшего правительства». Даже новое правительство Ирака после свержения режима Саддама Хусейна не прибегало к доктрине «одиозных долгов», а реструктурировало долги диктатора в рамках Парижского клуба.
Новый министр экономики Украины Павло Шеремета в интервью РБК в начале марта дал понять, что Киев не собирается отказываться от долгов перед Россией: «Возможность дефолта даже не проговаривается. Мы уже ведем переговоры и с Евросоюзом, и с другими странами. Именно благодаря привлечению денег от них мы не допустим дефолта».
При любых сценариях у России будет возможность «тихо» сбыть проблемные украинские евробонды зарубежным инвесторам. Россия «не связана никакими ограничениями в отношении продажи части или всех бумаг на рынке в любое время», оговорено в проспекте евробондов.