Инфраструктурные миллиарды
Из Фонда национального благосостояния может быть выделено на софинансирование инвестпроектов до 450 млрд руб. в дополнение к уже одобренным 300 млрд на реконструкцию БАМ и Транссиба и строительство ЦКАД вокруг Москвы. Часть этих денег в этом году могут получить инвесторы семи инфраструктурных проектов. Среди них строительство железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино Руслана Байсарова и проект развития московского авиаузла.
О завершении предварительной работы над семью инвестпроектами в среду сообщил министр экономического развития Алексей Улюкаев в интервью каналу «Россия 24», не называя их. По его словам, Минэкономразвития сейчас вносит в правительство список этих проектов, предлагаемых для софинансирования из ФНБ, — в сферах энергетики, телекоммуникаций и транспорта. Работа по ним может начаться уже в этом году в случае поддержки правительства, уточнил Улюкаев.
Источник в правительстве рассказал РБК, что в список попали проект строительства железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино, проект развития московского авиаузла, Ангаро-Енисейский кластер, атомная станция в Финляндии, энергосети для БАМ и Транссиба. Еще два проекта проработаны со стороны Российского фонда прямых инвестиций в области связи и энергетики.
В Минэкономразвития воздержались от комментария по списку. Как пояснил РБК замглавы министерства Николай Подгузов, не называя конкретных проектов, любимчиков у Минэкономразвития нет, проекты все еще продолжают поступать и рассматриваются по мере готовности. Он напомнил, что в соответствии с постановлением правительства можно проинвестировать до 40% средств ФНБ, объем которого сегодня составляет свыше 3 трлн руб. По его расчетам, со временем может быть выделено 400—450 млрд руб. помимо тех 300 млрд, которые уже зарезервированы на БАМ —Транссиб и ЦКАД.
Президент Владимир Путин прошлым летом объявил о намерении властей направить 450 млрд руб. из средств ФНБ на создание крупной инфраструктуры: реконструкцию БАМ и Транссиба, строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) вокруг Москвы и высокоскоростной железной дороги Москва — Казань. Первые два проекта были одобрены в конце 2013 года, однако железнодорожную магистраль отложили и решили рассмотреть проекты других претендентов на высвободившиеся 150 млрд.
Сколько средств предлагается выделить из ФНБ на каждый из семи проектов-финалистов, РБК узнать не удалось. Общая сумма, запрошенная лишь на пять инвестпроектов (без учета двух проектов с участием РФПИ), превышает 500 млрд руб.
Как сообщалось ранее, на проект строительства АЭС «Ханхикиви-1» в Финляндии «Росатом» предлагал выделить из ФНБ до 75—80 млрд руб. Средства должны были пойти на выкуп его структурой «Русатом Оверсиз» 34-процентной доли компании-заказчика, финляндской Fennovoima. Полная стоимость АЭС оценивалась в сумму около 7 млрд долл.
Стоимость строительства железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино, конкурс на реализацию которого сегодня объявило ООО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК), оценивается в 156 млрд руб. Глава ТЭПК Руслан Байсаров сообщил, что компания рассчитывает получить из ФНБ 80 млрд руб., то есть 40% его стоимости. Еще 25%, как ожидается, вложат частные инвесторы, 35% — банки.Минтранс и Росавиация, прорабатывающие проект реконструкции московского авиаузла, ранее рассчитывали получить из ФНБ до 210—220 млрд руб. Общий объем инвестиций в развитие московских аэропортов до 2030 года инвестконсультанты оценивали в 520 млрд руб.
Объем инвестиций, который может быть запрошен из ФНБ на «Ангаро-Енисейский промышленный кластер», ранее не озвучивался. Его общая стоимость составляет 272,5 млрд руб., из них частные инвестиции предполагаются на 216,8 млрд. Проект подразумевает создание конгломерата горно-промышленных и лесоперерабатывающих производств в Красноярском крае.
Строительство электросетевой инфраструктуры для БАМ и Транссиба органически дополняет уже одобренный масштабный проект РЖД по реконструкции этих железных дорог. ФСК ранее просила выделить на этот проект из ФНБ 70 млрд руб. Общая стоимость оценивается в сумму около 170 млрд руб., стройку планируется завершить до 2018 года. Привлекать средства предполагается через выпуск привилегированных акций, заявлял глава компании Андрей Муров на Красноярском экономическом форуме в феврале. Он рассчитывал на выделение средств в этом году.
Проекты РФПИ имеют отдельную квоту и упрощенный порядок рассмотрения: на них может быть потрачено до 10% средств ФНБ, решение принимается наблюдательным советом фонда, и сразу после этого проекты поступают на рассмотрение правительства через Минэкономразвития. В РФПИ не подтвердили и не опровергли факт попадания двух проектов фонда в финальный список Минэкономразвития, но отметили, что по ряду проектов действительно завершают подготовку.
Источник, близкий к переговорам с участием РФПИ, полагает, что проработка нескольких проектов фондом завершится к концу апреля. Сегодня, сказал собеседник РБК, уточняются технические детали, особенно по двум проектам, связанным с телекоммуникациями и энергосбережением. Иностранные инвесторы уже найдены, добавил он.
Как ранее заявлял генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев, фонд рассматривает возможность реализации совместных проектов с «Ростелекомом», в которые РФПИ инвестировал 250 млн долл. вместе с Deutsche Bank, и «Россетями», с которыми прошлым летом подписано соглашение о сотрудничестве.
Представитель РФПИ уточнил, что спектр проектов фонда в любом случае не исчерпывается нынешним списком Минэкономразвития.
В Минэнерго, Минкомсвязи, «Россетях» и «Ростелекоме» заявили, что не владеют информацией о готовящихся проектах.