Крым отвлек Медведева от вина
События вокруг крымского референдума помешали Союзу российских виноградарей и виноделов (СВВР) заручиться поддержкой главы правительства в вопросе смягчения регулирования отрасли. Дмитрий Медведев отменил совещание по вопросам поддержки отечественного виноделия, которое должно было пройти в понедельник в Абрау-Дюрсо. На нем руководство СВВР при поддержке «Деловой России» планировало презентовать премьер-министру свой проект поправок в закон «О госрегулировании алкогольного рынка», предусматривающий передачу части полномочий по контролю за производством вина от госрегулятора отраслевым организациям.
«На моей памяти это уже четвертый перенос совещания по виноделию с участием главы правительства, — сетует глава СВВР Леонид Попович. — Каждый раз возникают какие-то обстоятельства, и сроки переносятся». На этот раз причина переноса сроков для всех очевидна: дата мероприятия в Абрау-Дюрсо была согласована в аппарате правительства еще более месяца назад, когда никто еще не подозревал, что итоги референдума в Крыму будут подводиться именно 17 марта, в день, на который и было назначено совещание.
По данным РБК, окончательно об отмене приезда премьер-министра в Абрау-Дюрсо стало известно 12 марта, когда в хозяйстве под Анапой уже было все готово для приема высоких гостей. «Жаль, что оно не состоялось, но мы не теряем надежды, что в один прекрасный день оно пройдет именно там, где растет виноград», — не без грусти в голосе отметил председатель совета директоров шампанского дома «Абрау-Дюрсо» Павел Титов.
Досада виноделов понятна: на совещании они планировали презентовать главе правительства подготовленный еще в сентябре прошлого года депутатом Госдумы Виктором Звагельским законопроект, предусматривающий поддержку российских производителей, делающих вино из собственного винограда. Среди инструментов поддержки документ предусматривает выделение вина, произведенного из российского винограда, в льготную группу регулирования с «нулевой» ставкой акциза, с льготными условиями лицензирования, с отдельной акцизной маркой, получить которую можно было бы без использования банковской гарантии, задекларировав в СРО объем используемого винограда и получив соответствующее количество акцизных марок.
Кроме того, в СВВР надеялись предложить рассмотреть возможность возвращения рекламы российского вина, а также заложить в программу развития сельского хозяйства до 2020 года дополнительно 800 млн руб. в год на возмещение затрат на закладку новых виноградников и дать возможность виноградарским хозяйствам пользоваться госдотациями наравне с другими сельхозпроизводителями (например, получить доступ к субсидированию процентных ставок по кредитам).
Мнение главы правительства было значимым для виноделов, так как законопроект еще в конце прошлого года получил отрицательный отзыв Росалкогольрегулирования (РАР), после чего окончательно «завис» в процессе межведомственных согласований.
«Этот документ был больше похож на протокол о намерениях, чем на реальный законопроект, — рассказала РБК руководитель рабочей группы по развитию виноделия экспертного совета при РАР, председатель совета директоров «Шато ле Гран Восток» Елена Денисова. — Мы на заседании рабочей группы рекомендовали РАР условно одобрить этот проект, чтобы затем доработать, однако в Росалкоголе решили, что в таком виде этот законопроект нежизнеспособен».
Госрегулятор предлагает не форсировать события, принимая «сырой», по его мнению, законопроект Виктора Звагельского, а для начала протестировать особый режим для виноделов на крестьянско-фермерских хозяйствах. РАР уже подготовил соответствующие поправки в ФЗ «О госрегулировании алкогольного рынка». Документ предусматривает получение регуляторных льгот хозяйствами, выращивающими виноград на площади менее 20 га, с годовым объемом производства не более 5 тыс. дал вина в год (71,4 тыс. бутылок 0,7 л).
«Мы хотим посмотреть, как механизм предоставления льгот будет работать с маленькими хозяйствами, — объясняет Елена Денисова. — Не будет ли злоупотреблений с мимикрией больших хозяйств с сомнительным производством под крестьянско-фермерские хозяйства».
По мнению Леонида Поповича, предоставление льгот микровиноделам не будет востребовано даже самими «гаражистами». «Если бы я был фермером, я бы такими льготами пользоваться не стал, — заявил РБК Попович. — В документе не прописаны важнейшие моменты — как фермеры будут получать акцизные марки, как их хозяйства будут проходить обследование РАР. Мы знаем, как работает наша бюрократическая система: люди будут из Краснодарского края ехать с документами в территориальное управление РАР в Ростов, там выяснится, что где-то не в том месте стоит запятая, им придется возвращаться, все переделывать. Да им проще работать по старинке, полулегально».
Елена Денисова отмечает, что, после того как РАР и виноделы из экспертного совета оценят работу льготного режима для фермеров-виноделов, аналогичный законопроект будет разработан и для более крупных хозяйств. «Согласно «дорожной карте» документ должен быть подготовлен до конца 2015 года, но мы планируем уложиться до конца нынешнего года», — говорит глава «Шато ле Гран Восток».
Елена Денисова отмечает, что законопроект Виктора Звагельского в его нынешнем виде не сможет заблокировать доступ к льготам производителям сомнительных напитков, продающихся под видом «вина». «Если мы хотим поддержать качественное российское виноделие, то не можем допустить, чтобы оно было скомпрометировано теми, кто производит низкокачественный продукт, — считает Денисова. — А проект Звагельского такую возможность дает. Большинство идей в этом документе — замечательные и правильные, но написано очень неряшливо, пользоваться таким законом нельзя».
Рассуждая о затягивании сроков с принятием мер поддержки отечественным виноделам, Елена Денисова отмечает, что процесс пошел бы быстрее, если бы не противоречия внутри профессионального сообщества. По ее словам, форсированная подготовка законопроектов депутатом Звагельским с подачи СВВР в обход широкого обсуждения в профессиональных кругах приводит к отторжению конечных текстов законов, подаваемых в Думу. Росалкогольрегулирование также должно быть включено в процесс обсуждения этих законов на этапе их подготовки, тогда не будет повторяющихся из раза в раз отрицательных заключений на эти проекты.