«Альфа» хеджируется
Инвесткомпания Михаила Фридмана покупает одну из крупнейших нефтегазовых компаний Германии RWE Dea за 5,1 млрд евро. Если сделка будет закрыта, она станет одной из самых дорогостоящих зарубежных покупок российского бизнеса.
RWE договорилась о продаже своего нефтегазового подразделения Dea инвесткомпании LetterOne, созданной Михаилом Фридманом, Германом Ханом и Алексеем Кузьмичевым летом 2013 года, говорится в сообщении немецкой компании. Договоренность подтвердила L1 Energy, управляющая энергетическими инвестициями LetterOne.
Сумма сделки составит 5,1 млрд евро (7,1 млрд долл.), а с учетом долга Dea на 0,6 млрд евро, который перейдет покупателю, LetterOne заплатит 4,5 млрд евро (6,3 млрд долл.).
Это рекордная зарубежная сделка для российских компаний. В 2011 году VimpelCom приобрел телекоммуникационные активы египетского магната Нагиба Савириса за 6,5 млрд долл., но денежная часть сделки составила только 1,8 млрд долл., остальное было оплачено акциями. В 2007 году «Норильский никель» купил канадскую LionOre за 5,9 млрд долл.
Акции Dea будут оплачены собственными и заемными средствами, сказал РБК источник, близкий к LetterOne. Согласно материалам «Альфы», у LetterOne есть 15,36 млрд долл. — в основном это средства от продажи доли в ТНК-BP год назад.
Украина не помеха
RWE и LetterOne еще предстоит заключить юридически обязывающее соглашение. Сделка подлежит рассмотрению наблюдательным советом RWE и регуляторами в нескольких странах, говорится в сообщении RWE. До закрытия сделки три—шесть месяцев, говорит источник, близкий к LetterOne.
Dea ведет производство в Германии, Великобритании и Дании, а за пределами Евросоюза — в Норвегии и Египте. На антимонопольном портале Еврокомиссии уведомления о сделке пока нет.
Новости об интересе LetterOne к Dea появились в ноябре 2013 года, и переговорам не помешали даже события на Украине. В последнее время из-за крымского конфликта и угрозы западных санкций против России заморожены несколько российских IPO в Лондоне. Представитель RWE сообщил агентству Reuters, что компания проинформировала власти Германии о сделке и не увидела никаких возражений.
Российские инвесторы обошли в споре за Dea немецкую Wintershall (нефтегазовое подразделение концерна BASF), которая, по данным Wall Street Journal, предлагала 3,5 млрд евро. Среди претендентов на актив также назывались венгерская группа MOL и консорциум американской инвесткомпании Kohlberg Kravis Roberts и кувейтской государственной Kuwait Petroleum Corp.
Какой актив покупает Фридман
За 2013 год Dea нарастила доказанные запасы нефти и газа на 32%, до 155 млн куб. м нефтяного эквивалента (около 1 млрд барр.). Но добыча углеводородов снизилась на 0,6%, а операционная прибыль сократилась на 24%, до 521 млн евро. В 2014 году RWE ожидает существенного улучшения показателей Dea, следует из годового отчета концерна. Добыча должна вырасти на 30% благодаря новым газовым месторождениям в британском Северном море и Египте. Компания ведет операции в 14 странах и располагает лицензиями на неосвоенные ресурсы нефти и газа в Ирландии, Мавритании, Польше, Суринаме, Тринидаде и Туркмении.
Для люксембургской LetterOne покупка Dea станет дебютной стратегической инвестицией. На базе Dea компания намерена развивать платформу для развития нефтегазового бизнеса «Альфа-Групп», говорит близкий к LetterOne источник. В течение трех—пяти лет L1 Energy планирует вложить в энергетические активы до 20 млрд долл., говорили ранее представители компании.