Явка с повинной
Владельцы недвижимости и автомобилей, которые не получили уведомления от налоговиков, будут обязаны сами извещать их о своем имуществе для начисления налогов. Предложенную депутатами поправку в Налоговый кодекс вчера поддержали Минфин и ФНС.
Поправку предложил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Согласно документу, если гражданин не получил налоговое уведомление на свою недвижимость или автомобиль, он сам должен представить сведения о них в налоговый орган по месту жительства. Налоговая не всегда располагает данными о наличии у частников налогооблагаемого имущества, пояснил необходимость принятия поправки Макаров. Он подчеркнул, что практику рассылки уведомлений налогоплательщикам она не отменит.
Изменения предполагают, что с 2015 года начисление налога на недвижимость и транспорт будет происходить с месяца, в котором были предоставлены сведения о них. А с 2017 года за непредоставление таких сведений будут начислять пени на неуплаченные суммы налогов. Если налоговый орган сам «обнаружит» имущество гражданина, налог может быть начислен с момента наступления права собственности (но не более чем за три года) с применением штрафных санкций, пояснил начальник управления по налогообложению имущества физлиц ФНС Михаил Сергеев.
Сегодня обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество возникает у гражданина только после получения налогового уведомления, говорит партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Елена Полеонова: «Более того, если в уведомлении содержится расчет налога более чем трехлетней давности, такое уведомление вы можете смело игнорировать». Транспортный налог исчисляется налоговиками на основании сведений, которые представляет ГИБДД МВД, налог на недвижимое имущество — на основании последних данных БТИ о его инвентаризационной стоимости.
В сентябре 2010 года вступили в силу поправки в п. 4 ст. 52 НК о порядке рассылки налоговых уведомлений (229-ФЗ от 27.07.10), отмечает партнер компании «Налоговик» Сергей Варламов. «Теперь уведомления рассылают только заказными письмами, и через шесть дней такие письма считаются полученными налогоплательщиками», — говорит он. Сложнее, если у налогового органа вообще нет информации о налогооблагаемом объекте. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 23 НК налогоплательщики обязаны вести учет своих объектов недвижимости. «Но это совсем не означает, что они обязаны сообщать в налоговые органы о наличии неучтенных объектов», — подчеркивает Варламов.
Минфин поддержал концепцию предложенной поправки. «Правительство неоднократно высказывало предложения по постепенному переходу к тому, чтобы физлица сами информировали налоговые органы о тех объектах налогообложения, которые находятся у них в собственности, — говорит глава департамента налоговой и таможенной тарифной политики Минфина Илья Трунин. — Согласитесь, никто не может не знать, что у него в собственности находится объект недвижимости». Но чиновник считает излишней норму о начислении пени. По его мнению, она должна быть санкцией за налоговое правонарушение, непредоставление же сведений таковым не является. «Должен быть исчислен налог, который не был уплачен», — уточнил Трунин.
Кроме того, надо подумать и об ответственности регистрирующих органов за непредоставление сведений налоговикам, считает он: «Проблема именно в этом — регистрирующие органы не исполняют свои обязанности. Налоговые органы исполняют их в полном объеме». Андрей Макаров не исключил вчера, что Госдума введет такую ответственность для должностных лиц, но напомнил о конституционной обязанности налогоплательщиков платить налоги вне зависимости от того, «пришла бумажка или нет».
По мнению Варламова из «Налоговика», ответственными за полноту и достоверность баз данных должны быть сами сотрудники ФНС. Поэтому будет справедливо, если добровольно сообщающим о таких объектах собственникам будут компенсировать часть налогов к уплате, считает собеседник РБК.