Список Кэмерона
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон впервые озвучил полный список своих требований по реформе Евросоюза. Среди них — изменения в области иммиграции, бизнес-регулирования и законодательства. Кэмерон обещал своим гражданам, что добьется всех этих вещей, если те проголосуют за Консервативную партию на выборах в Европарламент через два месяца и на парламентских выборах в Великобритании через 14 месяцев.
«Скажем «нет» чрезмерному усилению Брюсселя. Нет — бессмысленному вмешательству (в дела страны). Не говоря уже о том, что не может быть и речи о принятии евро или участии Великобритании в спасении стран еврозоны», — написал премьер в своей статье в Sunday Telegraph. Он также пообещал провести референдум о выходе Великобритании из ЕС в 2017 году. «Свод предложений стал ответом премьера лидеру Лейбористской партии Эду Милибэнду, который на прошлой неделе высказался против референдума. По его словам, проведение народного голосования возможно только в том случае, если ЕС станет еще более влиятельным, что маловероятно. Но он — известный сторонник Брюсселя», — сказал РБК daily аналитик Capital Economics Сэмюел Томбс.
Эксперты отмечают, что сейчас Кэмерон оказался в непростой ситуации. Согласно опросу Sunday Mirror и Independent, требующая выхода из ЕС Партия независимости Соединенного Королевства (UKIP) может получить 30% на предстоящих выборах в Европарламент. Лейбористы пока пользуются поддержкой 28% британцев, а консерваторы идут на третьем месте с 21%. «У UKIP нет никакого серьезного плана, а лейбористы, за которыми мы разгребали весь свой срок, отказывают в праве британцам на референдум», — уверен Кэмерон.
Согласно опросам, около 40% британцев хотят остаться в ЕС, тогда как примерно столько же — против. На этих настроениях хотят сыграть консерваторы, которым проигрыш в Европарламенте незадолго до парламентских выборов в Великобритании ни к чему. «Несмотря на опросы, шансы консерваторов победить в Европарламенте остаются неплохими. В конце концов консерваторы зарекомендовали себя как неплохие лоббисты интересов Великобритании в ЕС», — отметил Томбс. Среди заслуг тори — срыв Бюджетного пакта, сокращение бюджета ЕС, лоббирование интересов Сити в банковском договоре.
Как отмечает The Financial Times, по большинству озвученных предложений у Кэмерона найдется немало сторонников. Так, меры по сдерживанию миграционных потоков поддерживает канцлер Германии Ангела Меркель, особенно когда речь идет о принятии в блок таких стран, как Турция. Идея национальных парламентов, которые могут блокировать предложения ЕС, заложена в Лиссабонский договор, в то время как дерегулирование и ускорение оформления торговых сделок также вполне возможны в рамках обсуждения в Еврокомиссии. Кроме того, Кэмерон предлагает лишить Брюссель части власти, хотя и не уточняет, как именно (теоретически эту меру также могут поддержать). А вот озвученный премьером принцип максимального невмешательства в британские дела Европейского суда по делам человека объяснить европарламентариям будет довольно сложно. Однако реальным камнем преткновения может стать требование Кэмерона исключить Великобританию из списка стран, которые поддерживают дальнейшую евроинтеграцию (ключевой принцип ЕС). Хотя и этот момент можно будет обойти, выпустив для страны отдельный протокол.
Впрочем, для этого Еврокомиссию должен возглавить пробритански настроенный председатель (Жозе Мануэл Баррозу покинет свой пост в 2015 году). Как правило, глава Еврокомиссии выбирается главами государства за закрытыми дверьми. Пока Меркель поддерживает Жан-Клода Юнкера, однако его кандидатура не устраивает Кэмерона, так как премьер-министр Люксембурга по натуре федералист и выступает за дальнейшее сплочение ЕС (сам Кэмерон рассматривает ЕС скорее как зону свободной торговли). Идеальными кандидатами для британского премьера стали бы Кристин Лагард или Энда Кенни. Профессионализм и тяга к реформам экс-министра финансов Франции и главы МВФ высоко ценятся в Лондоне, однако непонятно, сможет ли она вступить в должность (ее полномочия в Вашингтоне истекают только в 2016 году). В свою очередь, ирландский премьер-министр — это готовая история успеха (провел страну через долговой кризис), которую хотели бы повторить и в Брюсселе.