Бензиновый самострой
Часть столичных АЗС «Газпром нефти», «Татнефти» и Shell может быть признана самостроем. Такой вывод топливные компании сделали из постановления, подписанного Сергеем Собяниным в конце прошлого года. По нему самостроем признаются любые заправки или автомойки, построенные по упрощенной схеме с 1993 по 2004 год. Таких в Москве более 66%.
Московская топливная ассоциация (МТА) обратилась с письмом к Сергею Собянину (копия есть у РБК), в котором просит внести изменения в постановление 819-ПП и не распространять действие документа на АЗС и автомойки, построенные в 1993—2004 годах, когда для строительства некапитальных АЗС не требовалось разрешение Инспекции госархстройнадзора (ИГАСН). Под обращением подписались «Газпромнефть-Северо-Запад», «Татнефть-АЗС Запад», «Шелл» и другие более мелкие розничные торговцы топливом.
В Shell подтвердили, что поставили свою подпись под обращением к мэру, но отказались раскрыть число проблемных АЗС, сообщив, что всего в Москве у компании 12 заправок. «В настоящее время мы анализируем имеющиеся документы. В случае выявления проблем планируем решить их в порядке, установленном действующим законодательством», — заявили в пресс-службе «Газпром нефти». В Москве у компании 96 АЗС. В «Татнефти» не смогли оперативно предоставить комментарий.
Ранее с аналогичной проблемой столкнулась «Роснефть». Глава компании Игорь Сечин попросил мэра не распространять действие постановления на заправки, полученные в ходе сделки с ТНК-BP, пока не будут улажены все проблемы с документами. В пресс-службе сообщили, что лишь одна заправка компании попала в приложение к постановлению 819-ПП и признана самостроем.
В правительстве письмо МТА получили. Вносить изменения в постановление город не намерен. Руководитель департамента городского имущества Владимир Ефимов заявил РБК, что массового сноса заправок Москва не ведет. «Упрощенная схема строительства капитальных объектов под автозаправки в Москве не существовала. Строительство любых капитальных объектов осуществлялось всегда по единой стандартной процедуре, которая предполагала получение разрешения на строительство, ввод объекта в эксплуатацию и после этого регистрацию права собственности», — подчеркнул он. По данным Ефимова, в приложение к постановлению 819-ПП вошло только три заправки, которые теоретически могут быть демонтированы.
Несмотря на то что до судебных разбирательств с заправками дело пока не дошло, отрасли не раз давали понять, что проблем не избежать, говорит президент МТА Евгений Аркуша. «Сейчас активнее всего трясут мойки, построенные по упрощенной схеме. Это дает нам все основания предполагать, что скоро придут к владельцам АЗС, построенных по той же схеме. В частных беседах нам так и говорят», — признается Аркуша.
Сегодня, по данным МТА, в Москве (без учета присоединенных территорий и ведомственных АЗС) эксплуатируется 694 заправки, из них 214 были построены до 1993 года и 20 — после 2004‑го. Таким образом, в период с 1993 по 2004 год было построено 460 эксплуатирующихся в данный момент АЗС — более 66% всех заправок в пределах «старой» Москвы. По словам Аркуши, заправка в сутки продает 17—18 тыс. л топлива, то есть оборот одной АЗС в день составляет более 0,5 млн руб.