Бизнес за гранью бытия
Социальная сеть Facebook сделала еще один шаг навстречу виртуальной реальности. Вчера стало известно о покупке социальной сетью компании Oculus VR Inc. Сделка обошлась Facebook в 2 млрд долл. (подробнее о сделке на с. 4). Возможно, эта новость заставит российских венчурных инвесторов присмотреться к стартапам в сфере виртуального моделирования. РБК поговорила с отечественными проектами, которые уводят потребителей в виртуальные миры.
Вокруг света на диване
Проект AirPano создает сферические панорамы и видео 360° самых красивых точек планеты. Специалисты компании делают снимки с вертолетов, самолетов, дирижаблей, воздушных шаров и радиоуправляемых моделей. Полученные панорамы можно вертеть вокруг своей оси, приближать, одним кликом перемещаться на разную высоту и расстояние. По словам координатора проекта Сергея Семенова, компания не преследует коммерческих целей. Гранты от государственных структур и контракты с печатными изданиями AirPano использует только для того, чтобы окупить поездки фотографов. Любой желающий может зайти на сайт проекта и бесплатно совершить виртуальный тур, выбирая более чем из 200 маршрутов.
На последнюю покупку Facebook в AirPano отреагировали удивлением: о повороте в судьбе недавнего партнера AirPano не знал. «Не так давно мы работали на бартерной основе: предоставили ребятам из Oculus Rift свой контент для тестирования их виртуальных очков, а они нам — свои гаджеты», — рассказывает Семенов. Самой компании AirPano подобных M&A-предложений пока не поступало.
На сайте представлены более 2 тыс. сферических панорам, среди которых Северный полюс, Антарктида, Марианская впадина, пирамиды майя в Мексике, Ниагарский водопад и т.д. Среди уникальных проектов AirPano — единственные «воздушные» снимки Кремля, Тадж-Махала, пирамиды Хеопса. Съемки на Камчатке обошлись заказчикам в 80 тыс. долл. и завершились созданием трех приложений: «Медведи 360º», «Вулкан 360º» и «Гейзеры 360º». Версию для iPad можно скачать в AppStore бесплатно.
Отсутствие конкурентов в AirPano объясняют тем, что снимать мировые культурные и природные объекты с воздуха сложно и с технической, и с финансовой точки зрения. «Недавно AirPano завершила проект по съемке Москвы с высоты птичьего полета — самого масштабного виртуального тура в мире. Проект профинансировало Русское географическое общество», — рассказывает Сергей. С частными компаниями AirPano сотрудничает на условиях авторских отчислений: компания продает право на использование своих панорам. Среди крупных партнеров AirPano такие игроки, как Geo, National Geographic Россия, Der Spigel, The Times, New-Yorker, Microsoft (сферические снимки для проекта Bing), Samsung (для Smart TV).
В качестве потенциальных партнеров в AirPano рассматривают строительные компании и гостиничный бизнес. Первые часто размещают на своих сайтах вид с еще не построенного 16-го этажа, вторые предлагают туристам оглядеть территорию отеля с высоты нескольких метров. По словам Семенова, стоимость технической съемки невелика: около 3 тыс. руб. с земли и порядка 50 тыс. руб. с воздуха. За творческие проекты (например, съемку рекламы) заказчикам придется отдать от 20 до 60 тыс. долл.
По словам Сергея Семенова, в сегменте сферических панорам с воздуха у AirPano нет достойных конкурентов. «Мы мировые лидеры как по техническому и художественному качеству панорам, так и в плане географии съемок. Аналоги, конечно, есть, это те же Google Street View и 360 Cities. Но здесь речь идет о съемке панорам только с земли, к тому же довольно низкого качества», — считает Семенов.
Прогулка по апартаментам
«То, что сейчас «панорамы» на сайтах называют виртуальной реальностью, грубая ошибка. Мы не перелетаем из точки в точку, прогуливаясь по кафе или музею», — говорит Антон Якубенко, сооснователь компании GeoCV. Его стартап выводит на рынок новую технологию создания фотореалистичных 3D-моделей зданий и жилых помещений. С помощью 3D-сканера GeoCV можно будет оцифровать комнату в 100 кв. м меньше чем через час, причем изображение окажется максимально детальным, с качественной текстурой и точным повторением форм предметов. Те, кто попадет в виртуальную комнату, смогут увидеть любой предмет с любого ракурса или «примерить» ремонт. Одновременно GeoCV позволит посмотреть на помещение сверху и, таким образом, перенести в виртуальную реальность план-схемы этажей в доме. Также посетитель виртуального помещения сможет оценить вид из окна.
Сейчас у GeoCV есть прототип нового сканера, который состоит из пяти 3D-сенсоров и зеркальной камеры. Первый образец обошелся команде в около 2 тыс долл. Также GeoCV уже разработал собственный софт, который собирает данные со сканера в 3D-модель. Общую сумму вложений в стартап основатели не раскрывают.
Стартап ищет инвестиции в 500 тыс долл. на 15 месяцев жизни проекта, чтобы доработать технические характеристики сканера и алгоритмы, а затем дать протестировать свой продукт клиентам.
Свою технологию GeoCV планирует подавать риэлторам и сервисным компаниям, которые делают для них профессиональную фотосъемку и «панорамы» квартир и офисов для сайтов. Розничная цена 3D-сенсора — 1 тыс. долл. Также стартап работает над веб-сервисом, в который компания сможет загрузить фотографии и «карты глубины» со своих собственных сканеров и превратить их в 3D-модель. За такие услуги GeoCV возьмет с клиентов 0,5—1 долл. за каждый квадратный метр виртуального пространства. Впрочем, сеть продаж компания начнет выстраивать лишь через год-два. Пилотные продажи стартуют лишь в 2015 году.
Стартапу придется доказать эффективность своей технологии на крайне конкурентном рынке. Многие клиенты обращаются к дизайнерам, которые работают в популярных программах для ручного 3D-моделирования (вроде «3D Max»). За создание виртуальной модели несуществующего помещения или помещения с измененным дизайном или расстановкой мебели специалисты берут не менее 5—10 долл. за квадратный метр. GeoCV предложит эту опцию за 1—2 долл. с метра.
Также за счет дешевизны российская разработка сможет соперничать с лазерными сканерами. Они крепятся на штатив в центре комнаты, составляют «облако точек» и по информации о дальности каждой из них создают единую картинку. Например, стоимость лазерного сканера Faro Focus c диапазоном измерений в 20 м (компания на сайте позиционирует устройство как «самый дешевый» при сохранении должного уровня точности моделирования 3D-сканер в своем сегменте) — почти 40 тыс. долл.
На рынке есть дешевые камеры для быстрой подготовки 3D-моделей интерьера, но их производители не обещают того же уровня качества моделей, что и при использовании лазерных сканеров. Такую быструю и дешевую технологию 3D-сканирования предлагает, например, компания Matterport из Силиконовой долины.
Основатели GeoCV создают сканер по той же стоимости, что и американский стартап, но хотят приблизить точность моделей к уровню лазерных 3D-сканеров, насколько это может быть нужно риэлторам (с точностью в несколько сантиметров). Кстати, свою технологию стартап хочет предложить также архитекторам, страховым компаниям (для 3D-моделирования страховых случаев с недвижимостью) и даже криминалистам, которые смогут создать виртуальную копию места преступления.
Виртуальный softМагия виртуального мира, который создает компания Simmakers, состоит из двух ключевых элементов. С одной стороны, это программное обеспечение на основе 3D-графической обработки физических объектов, с другой — базы данных, с которыми эти разработки интегрируются.
«Объясняя сложную систему на пальцах, можно сказать, что мы отвечаем за перенос предметов, которые можно пощупать, в виртуальный мир. Наша задача — максимально реалистично и технически точно воспроизвести объекты реального мира в 3D-формате», — рассказывает Валерия Коваленко, заместитель директора по информационным технологиям компании Simmakers. Самыми успешными проектами в области виртуализации стали три разработки.
По заказу канадской компании инженеры Simmakers разработали модель виртуальной примерочной. С существующими на рынке аналогичными проектами дополненной реальности идея Simmakers не конкурирует. «Одежду примеряете не вы, а ваше виртуально «я», над созданием которого и трудится система. С загруженных видео или фото программа считывает необходимые метрики пользователя, которые отправляет в «мозг» системы. Она конструирует виртуальный манекен, после чего вы можете выбрать из каталога нужный предмет одежды», — объясняет Валерий. Программа Simmakers оцифровывает параметры вещей, представленных в магазине, и соединяет изображения так, чтобы вещи в виртуальном мире сидели на вашем 3D-двойника так же, как в реальности.
Программное обеспечение Simmakers работает и в сфере медицины. Система подсоединяется к прибору, который сканирует тот или иной орган пациента, получает и обрабатывает необходимые метрики. На основе этой информации программа проецирует на экран 3D-изображение исследуемого органа в реальном времени. «Часто пациент не до конца понимает диагноз, который выносит врач на приеме. Благодаря нашему проекту больной может увидеть собственными глазами, где именно находится опухоль, и понять, насколько это опасно», — говорит Коваленко.
Похожую систему Simmakers разработала для усовершенствования методов томографии. По словам Коваленко, в мире существует несколько методов исследования мозговой деятельности, но по отдельности они далеки от совершенства. Проект Simmakers объединяет все действующие технологии. «Мы интегрируем снимки головного мозга в одну систему, оцифровываем их и создаем модель, которая намного точнее отображает все нюансы исследования. Полезность такой диагностики возрастает во много раз», — рассказывает Валерий.
По мнению представителя Simmakers, о масштабных проектах в области виртуальной реальности на отечественном рынке речи пока нет. Коваленко предполагает, что потенциальными покупателями подобных технологий могут стать крупные игроки из нефтегазовой сферы. «Сейчас активно обсуждается система так называемого виртуального присутствия на заводе. Благодаря ей операторы могут заранее познакомиться с техническим оснащением фабрики. Следующий шаг в этом направлении — дистанционное обучение работников завода», — говорит Коваленко.
Сергей Топоров, инвестиционный менеджер венчурного фонда Leta Capital
Сегодня в нашем фонде звучала шутка: «Похоже, Марк Цуккерберг попросил Oculus Rift как игровое устройство, а остальной менеджмент, поняв его неправильно, купил целую компанию. Шутки шутками, но, возможно, сделка привлечет большее внимание венчурных инвесторов к проектам в сфере виртуальной реальности. Но вряд ли этот тренд будет столь же ощутим в России. Здесь единицы стоящих разработок в этой области. Возможно, это связано с тем, что разработка и продвижение таких продуктов стоят дорого, а клиентов, которые были бы готовы платить за них, — не так много. За рубежом, например, появляются технологии съемки с панорамой 360°, которые могут быть востребованы игроками киноиндустрии, но в России для таких разработок вряд ли есть достаточный объем рынка.
Василь Закиев, cооснователь «Навигатор кампус»
(технопарк для стартапов в сфере робототехники и электроники)
Виртуальная реальность, когда она станет технически приемлемого качества и адекватной стоимости, определенно произведет прорыв в развлечениях, общении, обучении и, возможно, даже в том, как мы работаем. В России есть множество проектов на эту тему, но, как и во всем мире, они упираются в сложность симуляции чувственных ощущений. Ведь глаза — это единственный орган, который нужно поместить в виртуальную реальность для «погружения». Думаю, одна из перспективных сфер применения дополненной реальности — общение. Еще не придумана соцсеть, которая станет доступна людям с появлением виртуальной реальности. Также обучение и работа. Необходимость перемещать свое тело для работы или получения образования станет еще меньше. Соответственно, это, в свою очередь, окажет влияние на транспорт, спрос на жилье и (если прогнозировать) будет способствовать деурбанизации нашей цивилизации.
Вячеслав Воронов, директор департамента профессиональных сервисов компании Global TechInnovations
Сегодня в России не наблюдается слишком активных инвестиций в проекты виртуальной реальности. Даже дополненная реальность на российском рынке недофинансирована, на мой взгляд. Есть проблема с созданием адекватной картинки — нет качественной и недорогой технологии создания изображений прямо в воздухе, пока это возможно только на базе экранов различных типов (очки, смартфоны, телевизоры). Если эти технологии станут удобными и массовыми, венчурный капитал активно будет идти в данный сегмент. Пока это удел крупных компаний.
На глобальном рынке в виртуальной реальности могут быть перспективны такие ниши, как симуляторы процессов и «виртуальные миры» (в их числе — игры). За рубежом, кстати, виртуальные игры становятся своего рода «реальностью» для увлеченных людей. Это дает возможность развития внутреннего пространства таких миров, в том числе для создания вполне реального бизнеса и его монетизации: например, продавать виртуальные аксессуары, одежду, жилье и т.д. для персонажей. Думаю, виртуальная реальность будет все больше востребована и для маркетинговых активностей — тех, которые вкраплены в реальную жизнь как элемент — 3D-плакаты и билборды, устройства в магазинах.