Лента новостей
Елисейский дворец отдал на суд истории роль Жан-Мари Ле Пена во Франции 17:46, Новость В США двое приговоренных к смерти отказались от смягчения наказания 17:25, Новость Число жертв землетрясения в Китае выросло до 126 17:23, Статья Бен Аффлек и Дженнифер Лопес официально развелись 17:13, Статья Чемпионке Олимпиады по гимнастике предложили выступать за клуб Италии 16:43, Статья Летевший в Узбекистан Boeing сел в Москве из-за «индикации стабилизатора» 16:32, Новость Как снизить затраты на хранение данных и защититься от их потери 16:25 Что формирует спрос на съемные квартиры в столичном регионе 16:23 Володин заявил о поддержке Госдумой отказа от бакалавриата 16:11, Новость Технологии под капотом: как искусственный интеллект меняет автобизнес 15:57 Клебо отказался от поцелуев с девушкой из-за риска заболеть перед ЧМ 15:52, Статья Лукашенко заявил, что Зеленский пытается втянуть Белоруссию в войну 15:47, Новость Путин выразил Си Цзиньпину соболезнования из-за землетрясения в Тибете 15:19, Новость Умер Жан-Мари Ле Пен 15:05, Статья В Китае создали переносные атомные часы 15:03, Статья Что нужно для достижения технологического лидерства 14:41 Кобахидзе назвал ложью слова Макрона про роль России в выборах в Грузии 14:38, Новость Самый титулованный футбольный клуб Китая потерял профессиональный статус 14:33, Статья
Газета
Как низко можно пасть
Газета № 053 (1828) (2703) Общество,
0

Как низко можно пасть

Санкции против России обойдутся в 1,8% падения ВВП
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Негласные санкции против России могут оказаться страшнее юридически оформленных, предупредил вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов. Ограничения на рынках капитала и замораживание совместных инвестпроектов с иностранными компаниями обойдутся экономике в 1,8% падения ВВП в 2014 году, подсчитал Всемирный банк. Но в Москве готовились и к худшему развитию событий.

Плохой сценарий

«Мы готовимся, как к атомной войне» — такими словами чиновник правительства описывал РБК градус обсуждения темы санкций в правительстве и Кремле за несколько дней до того, как были объявлены первые черные списки невъездных в США и Евросоюз чиновников. «Если будет кризис, вызванный жесткими санкциями, в разы жестче, чем мы видим сегодня, это будет самый глубокий кризис, который мы видели», — вторит ему чиновник в Кремле. Власти готовились к санкциям в отношении России по так называемому иранскому сценарию, рассказывал высокопоставленный чиновник правительства.

Подобные санкции могли в первую очередь включать арест международных резервов Центрального банка, размещенных в гособлигациях США и стран Евросоюза, объяснял собеседник. В пресс-службе Банка России и Минфине это не прокомментировали. Ответом на угрозу ареста международных резервов мог стать их вывод из казначейских облигаций Минфина США и европейских бумаг, говорит высокопоставленный источник.

Сценарий с заморозкой российских ЗВР, размещенных в облигациях США и ЕС, представляется крайне маловероятным, замечает главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин.

Одновременно с заморозкой treasuries российские власти готовились к возможным ограничениям в отношении крупнейших российских банков, рассказывал источник в правительстве: они могли лишиться доступа к контролируемым США платежным системам и возможности проводить операции в долларах.

20 марта американские власти действительно ввели санкции в отношении банка «Россия», контролируемого давним знакомым президента России Юрием Ковальчуком. В пресс-службах банка «Россия», Сбербанка и ВТБ отказываются комментировать санкции США. Все три банка не раскрывают, какие активы и на какую сумму у них есть в США.

Под удар могли попасть не только банки. «У нас большой внешний корпоративный долг, США и ЕС теоретически могут быстро ронять капитализацию наших компаний. Стоит так сделать, как сразу же встанет вопрос обслуживания внешнего долга и margin calls. Будет тяжело, но, если бы такой сценарий реализовался, мы бы вышли с поддержкой от государства», — говорит кремлевский чиновник.

Третьей возможной мерой воздействия на Россию могло стать контролируемое краткосрочное снижение мировых цен на нефть, допускал собеседник в правительстве. Это достаточно легко достижимо, объяснял он: США могут временно раскупорить свои стратегические нефтяные запасы, одновременно договорившись с арабскими монархиями об увеличении объема их экспорта.

14 марта США уже открыли доступ к 5 млн барр. нефти из своих стратегических запасов. Объявление о «тестовой» продаже совпало с визитом в Вашингтон и.о. премьер-министра Украины Арсения Яценюка. «Нужно не дружить с логикой, чтобы не увидеть здесь связи», — написал директор новостного отдела Platts Джон Кингстон.

В ответ Россия ответила бы форсированным строительством газопровода в Китай, снижая таким образом зависимость от экспорта на западном направлении. Речь идет о газопроводе «Сила Сибири». Планируемый срок его ввода в эксплуатацию — не ранее 2019 года, мощность — до 61 млрд куб. м в год. «Газпром» надеется в мае подписать контракт с Китаем о поставке 38 млрд куб. м газа в год. По «Силе Сибири» готовится проектная документация, говорит представитель «Газпрома». От других комментариев он воздержался.

Реализация плохого сценария предполагала риск существенного роста курса доллара и евро и ускорения инфляции. По словам собеседника в финансово-экономическом блоке правительства, рабочая группа посчитала критическим курс в 50 руб. за доллар. Если бы эта отметка была достигнута, возможно, были бы введены ограничения на вывоз валюты из России и сделки купли-продажи иностранной наличности.

На рост инфляции правительство могло отреагировать отказом от бюджетного правила. «Мы готовы к этому», — утверждал собеседник в Белом доме. Но соответствующее решение было бы возможно только в том случае, если бы рост цен перевалил за отметку 10%, отмечал источник.

Бюджетное правило было введено в России с 2013 года для ограничения расходов бюджета и накопления резервов на черный день. Максимальный уровень расходов согласно правилу ограничивается средней ценой на нефть за последние годы. Если цена на нефть превышает расчетную, то излишек доходов от ее продажи должен частично перечисляться в Резервный фонд. Аргументы в пользу стимулирования экономики за счет повышения расходов в последнее время нарастают, отмечает главный экономист банка HSBC по России и СНГ Александр Морозов.

Реалистичный сценарий

Пока эти угрозы не реализуются в полной мере, поэтому власти не спешат с ответными мерами. Первый зампред ЦБ Ксения Юдаева на конференции в Госдуме вчера заверила, что вводить ограничения на движение капитала в России не планируется, а ЦБ в любом случае не считает это эффективной мерой.

Тем не менее это не означает, что международное давление на Россию не отразится на самочувствии экономики. Первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступая накануне в Совете Федерации, предупредил, что спад может произойти не столько в результате официальных санкций, сколько в результате негласных решений стран Запада. «Можно принять какие-то санкции, объявить о них, а можно еще действовать фактически. Можно давать инструкции своим инвестиционным исполнителям, разговаривать — совсем неофициально — с рейтинговыми агентствами, посылать сигналы совсем разным образом», — отметил он. На прошлой неделе S&P и Fitch уже ухудшили прогнозы по долгосрочному рейтингу России до «негативного». «Это тоже часть давления на Россию», — считает источник в Кремле.

России нужно готовиться к возможным ограничениям на экспорт в страну технологий двойного назначения, станков и компонентов, которые могут использоваться в ВПК, считает правительственный чиновник. Собеседник в российской оборонно-промышленной компании добавляет, что перед принятием закона о вхождении Крыма в состав России высокопоставленные менеджеры компании «Сухой» консультировались с МИДом о возможных последствиях санкций со стороны США.

Получить комментарий в компании «Сухой» не удалось. «Мы внимательно следим за развитием событий, чтобы понимать, окажут ли они какое-либо влияние на ведение бизнеса компании Boeing в России и развитие наших партнерских отношений, — ответила директор по связям с общественностью российского представительства компании Boeing Елена Александрова. — Мы не будем рассуждать о потенциальном влиянии санкций или любых других возможных действий правительства». Получить комментарий в Минпромторге не удалось.

Источник в финансово-экономическом блоке правительства подтвердил РБК, что в качестве одного из сценариев рассматривается вариант «торговых войн». Ущерб от этого понесут не только все страны — участницы такого противостояния, но и ВТО, добавил чиновник. Он отметил, что пока страны все-таки пытаются работать в правовом поле, потому что, когда политика вмешивается в ВТО, ценность этой организации существенно уменьшается. До сих пор единственным пострадавшим от длительных мер такого рода является Куба. «США просто не выполняют своих обязательств, хотя отдельные элементы были успешно Кубой оспорены — потому что у этой страны нет ответных способов воздействия», — пояснил специалист.

Торговые ограничения, кроме продаж продукции двойного назначения в Россию, вряд ли возможны, считает завкафедрой Всероссийской академии внешней торговли, член общественного совета при Минэкономразвития Андрей Спартак. Он напоминает, что даже в период последнего экономического кризиса страны удерживались от подобных ограничений. Противостояние, по мнению эксперта, пойдет по линии неофициальных мер. «Где-то будут усилены меры технического регулирования, санитарного и фитосанитарного контроля по отношению к импорту из России отдельных категорий товаров. Но это будут отдельные случаи», — сказал он. В ответ наша страна может принимать такие же меры.

Ухудшение конъюнктуры может привести к падению ВВП по итогам 2014 года. Согласно опубликованному вчера прогнозу Всемирного банка, при обострении ситуации вокруг Крыма банкам и компаниям станет сложнее брать кредиты на международных рынках, а иностранные инвесторы заморозят проекты в России. В результате объем реального ВВП России снизится на 1,8%.

Причем эта оценка не подразумевает официальных торговых санкций в отношении России. Во Всемирном банке эту угрозу рассматривают как маловероятную и исходят из того, что торговые санкции — это крайняя мера, которая вредит всем. «Непосредственные меры, которые уже были применены в отношении России, говорят о том, что торговых санкций все-таки не будет. Все понимают, что они несостоятельны и имеют двустороннее влияние», — сказал РБК экономист Всемирного банка Сергей Улатов, добавив, что сценарии с учетом таких санкций можно предметно рассматривать, если только они уже введены.

Прогноз Всемирного банка предполагает замедление роста потребления до 0,8—1,1%. Чистый отток капитала составит в 2014 году 150 млрд долл., а в 2015 году — 80 млрд.

Правительство готово ответить на это господдержкой важнейших компаний, однако она будет не массовой и «безоглядной», как в кризис 2008—2009 годов, дал вчера понять Игорь Шувалов. На прошлой неделе на съезде РСПП министр финансов Антон Силуанов говорил, что предприятия смогут рассчитывать на кредитную поддержку, причем Минфин может упростить требования к получению госгарантий. Также правительство думает над тем, как повысить достаточность капитала банков и пролонгировать десятилетние субординированные кредиты, которые банки получили в 2008—2009 годах. Минэкономразвития обсуждает с ЦБ возможность рефинансирования банков на срок до трех лет. При этом банки будут обязаны кредитовать крупные инвестпроекты по низким ставкам, рассчитывает министр Алексей Улюкаев.

Санкции-light

Этим словосочетанием собеседник в Белом доме называл ранее вариант, при котором действия со стороны Запада ограничатся введением визовых ограничений для группы лиц, а также выборочные санкции «в отношении российских компаний, ориентированных на государство». Этот сценарий полностью реализовался: США и Евросоюз уже ввели санкции в отношении нескольких десятков человек (ЕС — 33, США — 30) и коммерческого банка «Россия». Высокопоставленный федеральный чиновник утверждает, что власти такого варианта санкций не боятся.

Во Всемирном банке не исключают, что крымский кризис по касательной заденет российскую экономику. Если санкций, направленных на ограничение торговли, не будет, а основными каналами распространения кризиса будут капитальный счет и недоверие рынка, экономика страны вырастет в 2014 году на 1,1%. Это ровно вдвое меньше, чем ожидалось ранее. Рост потребления снизится до 2—2,2% за счет замедления роста доходов и инфляционного давления на фоне обесценения рубля. Это приведет к замедлению роста импорта. Чистый отток капитала составит в 2014 году 85 млрд долл., а в 2015 году — 45 млрд долл.

«Мы не делали прогнозов реализуемости сценариев, мы просто рассмотрели два варианта развития событий, поэтому не можем сказать, какой из них базовый или более вероятный. Для нас они оба равновероятные», — говорит Улатов. Эксперт Всемирного банка соглашается, что в обоих вариантах заложен оптимизм, ведь фактически предполагается, что конфликт между Россией и Украиной будет разрешен, а с Западом удастся договориться.