Дешево летают
Перелет по России стоит сейчас почти на 27% дешевле, чем в прошлом году. Очередной виток ценовой конкуренции может привести к банкротствам, считают эксперты.
Вопреки ожиданиям рынка в январе—марте 2014 года авиабилеты подешевели по сравнению с прошлым годом. На внутрироссийских направлениях средний чек упал на 26,7%, на международных — на 2,85%, подсчитал представитель российского метапоисковика Aviasales Янис Дзенис. В марте 2014 года по сравнению с мартом прошлого года билеты на российские направления подешевели на 27%, за рубеж — на 1%, добавил генеральный директор OZON.travel Дмитрий Яковлев. На фоне увеличения курса доллара на 20% в валютном эквиваленте билеты подешевели на 21%, уточнил он. Такую динамику подтверждают и другие продавцы авиабилетов — AnyWayAnyDay, Biletix, Pososhok, Агент.ру, «Связной».
В случае с UTair это связано с введением гибридной бизнес-модели на некоторых направлениях, пояснил представитель авиакомпании. Например, на рейсах в Омск и Челябинск за счет использования новых самолетов максимальной вместимости удалось в два раза снизить цены, говорит он. Представитель «Аэрофлота» подтвердил снижение тарифов на международных маршрутах. Представитель S7 Airlines падение цен объясняет распродажами авиабилетов. В «Трансаэро» не стали комментировать тарифные изменения, хотя раньше представитель авиаперевозчика сообщал о снижении тарифов на 20%. На рынке такое снижение тарифов не считают демпингом.
У авиакомпаний сейчас нет причин демпинговать, цены обычно снижаются только под выход сильных конкурентов — easyJet, Ryanair, ожидаемого «Добролета», считает Дзенис. Аналитик ИК «Регион» Алла Юрова не соглашается: авиакомпании готовятся к приходу на рынок нового российского лоукостера «Добролет», внедряя в свой бизнес элементы модели низкобюджетных перевозок. С его появлением тарифы могут снизиться на 10%, подсчитал директор по развитию агентства по продаже билетов Pososhok.ru Кирилл Фаминский. Сам «Добролет» обещает цены на билеты на 20—40% дешевле предлагаемых традиционными авиакомпаниями.
Падение средней цены также объясняется большим спросом на дешевые билеты и направления, говорит Фаминский.
Тарифы снижаются, чтобы простимулировать спрос в условиях необходимости достижения приемлемой загрузки самолетов, напоминает Юрова.
В январе—марте 2014 года прирост пассажиропотока российских авиакомпаний составил 11,1%, тогда как в прошлом году за три месяца количество пассажиров выросло на 22%, по подсчету Росавиации. Издержки авиакомпаний росли медленней инфляции, и это дало им возможность немного поиграть с тарифами, не впадая в убытки, поясняет главный редактор отраслевого аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Также авиакомпании за счет выросшей загрузки кресел повысили свою эффективность в пересчете на пассажиро-километр, авиакомпании ценой стимулировали спрос.
Из-за того что возможности перевозчиков по снижению издержек ограничены из-за законодательных ограничений и проблем аэропортовой инфраструктуры, существует опасность, что очередной виток ценовой конкуренции может привести к банкротствам в отрасли, считает Алла Юрова.