Зачистка в отделе стройматериалов
В прошлом году число сетей стройматериалов и товаров для дома (DIY), сокративших свои торговые площади, впервые в российской истории оказалось больше тех, кто свои площади нарастил. По данным компании INFOLine, общее снижение метража этих ритейлеров составило около 150 тыс. кв. м, что в 2,8 раза больше, чем в 2012 году. Не сумел пережить прошлый год «Старик Хоттабыч», банкротилась питерская «Интексо» и другие. Эксперты предупреждают, что «зачистка» на рынке DIY-ритейла будет идти и дальше.
По данным компании INFOLine, объем рынка DIY в 2013 году вырос только на 7,3% и составил 970 млрд руб. В своем исследовании рынка товаров для дома и ремонта эксперты отмечают, что многие компании сектора, в основном региональные, занимались оптимизацией бизнеса, часть игроков ушли с рынка либо находятся в стадии банкротства.
Торговая сеть с 20-летним опытом «Старик Хоттабыч» в прошлом году закрыла 21 магазин (36 точек на конец 2012 года), сеть строительных баз «Интексо» из Санкт-Петербурга банкротится, еще один питерский игрок, «Искрасофт», закрыл шесть магазинов. Начал закрывать точки крупный красноярский игрок ГК «Скит 2000» (управляет брендом «Армада»). ООО «Логика» в 2013 году закрыло 16 магазинов под брендами «Евроинтерьер» и «Азбука ремонта» в республиках Татарстан, Башкортостан и Чувашия. Права аренды этих магазинов выкупил один из крупнейших игроков сектора — компания «Метрика».
Получилось, что впервые участников рынка, сокращавших свое присутствие, чуть больше, чем тех, кто наращивал метраж сетей: 65 против 64. В 2012 году соотношение было 36 против 77. Общее количество игроков, которых можно причислить к сетевым, в течение двух лет оставалось одинаковым — 264. На первое января 2014 года общая площадь участников DIY составила 3,5 млн кв. м, показав рост около 7% по сравнению с предыдущим периодом.
Генеральный директор INFOLine Иван Федяков отмечает, что текущая ситуация на рынке DIY — следствие комплекса факторов. С одной стороны, компании DIY не только жестко конкурируют между собой в крупных городах, но и соревнуются за получение выгодных площадей с FMCG и продуктовой торговлей. По словам эксперта, продуктовый гипермаркет чаще получает более выгодную ставку аренды или стоимость строительства, нежели игрок рынка стройматериалов и товаров для дома. Генеральный директор Союза DIY (объединяет девять участников рынка) Илья Корнюхов соглашается с этим утверждением, но добавляет, что в основном это касается продуктовой розницы.
По данным компании CBRE, для Москвы и ее пригородов (5—10 км от МКАД) средняя ставка аренды для продуктового гипермаркета составляет 170—190 долл. за 1 кв. м в год, а для гипермаркета DIY — 180—220 долл. за 1 кв. м в год. Аналитик отдела исследований рынка компании CBRE Максим Палт добавляет, что стоимость строительства (без учета стоимости земельного участка) для указанных форматов составляет в среднем порядка 1100—1400 долл. и 900—1300 долл. за 1 кв. м в год соответственно.
Илья Корнюхов также отмечает, что в прошлом игроки открывали магазины там, где были свободные площади, иногда не самых оптимальных размеров или стандартов. Сейчас же компании закрывают неформатные точки.
С взрослением рынка усиливается и его консолидация. Международные сети (преимущественно за счет Leroy Merlin) увеличили свою долю с 16,6% в 2008 году до 24,2% в 2013 году, также увеличивается удельный вес федеральных сетей, при этом вклад местных сетей уменьшается.