Иностранцы за штурвалом
С этого года в кабинах пилотов самолетов российских авиакомпаний будут чаще говорить по-английски: иностранным пилотам разрешили занимать места командиров воздушных судов (КВС) в России. За пять лет доступ к штурвалу получит тысяча иностранцев. Но спрос уже сейчас превышает допустимую годовую квоту: «Трансаэро» и «Аэрофлот» готовы взять 270 иностранцев сразу.
Совет Федерации разрешил привлекать в отечественные авиакомпании командиров воздушных судов из числа иностранных граждан. Соответствующие поправки в Воздушный кодекс были приняты вчера на заседании верхней палаты парламента. Еще на этапе обсуждения законопроекта в Госдуме говорилось, что это мера планируется как временная и рассчитана до 2019 года. Для увеличения штата за счет иностранцев российские авиаперевозчики должны будут ежегодно подавать в Росавиацию заявки на кадры с указанием типов воздушных судов. Всего компании смогут привлекать не больше 200 иностранных командиров в год, механизм распределения квот пока не определен.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что российской авиационной отрасли в целом требуется ежегодное пополнение летного состава в количестве 1100—1200 человек. И если рядовых пилотов еще хватает, то с командирами ощутим дефицит.
Представитель «Аэрофлота» говорит, что компания готова принять на работу 200 командиров воздушных судов — это максимальное количество зарубежных пилотов, разрешенное квотой. Источник в компании говорит, что, согласно исследованиям «Аэрофлота», общая потребность в иностранных пилотах в России достигает порядка 800 человек. Представители «Аэрофлота» впервые заговорили о необходимости допустить иностранных КВС на российский рынок еще летом 2011 года.
«Трансаэро» готова принимать ежегодно до 60—70 иностранных командиров воздушных судов, рассказал представитель компании. S7 не испытывает недостатка в пилотах и не будет в ближайшей перспективе их нанимать, говорит представитель S7.
Скорее всего, возможность работать в России заинтересует скандинавских пилотов и летчиков из стран Балтии, которые вынуждены платить подоходный налог, достигающий 50—60%, считает заместитель генерального директора ИК «Регион» Анатолий Ходоровский.
Командирам самолета Airbus A320 «Аэрофлот» предлагает зарплату до 400 тыс. руб. в месяц, говорится на официальном сайте авиаперевозчика. Также в соцпакет авиакомпания включает обеспечение жильем, санаторно-курортными путевками, компенсацию задолженности по ученическим договорам авиакомпаний при переходе в «Аэрофлот», материальную помощь после зачисления в размере до 400 тыс. руб. Два года назад «Аэрофлот» готов был платить по 200 тыс. руб. каждому сотруднику, кто переманит в компанию пилота от конкурентов.