Драгоценный наш Крым
Развитие Крыма в ближайшие четыре года может обойтись федеральному бюджету в сумму, сопоставимую с годовой инвестпрограммой «Газпрома». Минэкономразвития предлагает выделить на развитие полуострова 814 млрд руб. в 2014‑2017 годах, следует из предложений министерства, с которыми ознакомился РБК.
В 2014 году финансирование Крыма может увеличиться более чем на половину. Министр финансов Антон Силуанов ранее оценивал предстоящие расходы на поддержку нового региона в сумму не выше 240 млрд руб., уточняя, что эти средства уже предусмотрены в бюджете. Минэкономразвития предлагает выделить на программу развития еще 130,2 млрд руб.
В 2015 году на эти цели понадобится 167,6 млрд руб., 176,4 млрд — в 2016‑м, 184,8 млрд — в 2017 году. В сумме 659 млрд руб. за четыре года, строительство моста через Керченский пролив — еще 155 млрд. Еще месяц назад Минтранс давал втрое более скромную оценку стоимости моста — 50 млрд руб. Позже министр транспорта Максим Соколов увеличил ее вдвое из‑за того, что мост будет не только автомобильным, но и железнодорожным.
Маловато будет
Представитель вице-премьера Дмитрия Козака, курирующего в правительстве Крым, Илья Джус воздержался от комментариев. «Сумма в 800 млрд руб., думаю, не последняя», — полагает руководитель департамента оценки АКГ «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов. Он полагает, что окончательная стоимость развития полуострова превысит инвестиции в Сочи в рамках подготовки Олимпиады, которые оценивались примерно в 1,5 трлн руб.
Премьер-министр Дмитрий Медведев на этой неделе призвал Минфин не скупиться на дополнительные средства на Крым и Севастополь. Расходы должны быть в достаточном объеме, чтобы обеспечить «полноценное врастание» двух новых регионов в «финансовую ткань» нашей страны, сказал он. Министр финансов Антон Силуанов до этого пожаловался премьеру, что «некоторые министерства» просят дополнительные расходы без анализа потребностей в Крыму, что приводит к их «задваиванию» и «затраиванию».
Вчева в ходе прямой линии президент Владимир Путин пообещал развивать в Крыму сельское хозяйство и туризм. «Всегда Крым славился не только как база российского флота, но и как всероссийская здравница, будем развивать и это», — пообещал он, добавив, что за время пребывания Крыма в составе Украины местные санатории и пансионаты пришли в упадок. «Есть жизнеспособные предприятия, но и они требуют модернизации и докапитализации. Судостроение и судоремонт требуют вложений. Значительные ресурсы будут сосредоточены на крымских верфях», — отметил президент.
Вездеходный мост
Расходы на керченский мост в предложениях Минэкономразвития выделены отдельной строчкой: их предлагается включить в федеральную целевую программу (ФЦП) по развитию транспортной инфраструктуры (о других предложениях Минэкономразвития см. материал на с. 1). Основное финансирование поделено на три года: 18,5 млрд — в 2015 году, 60 млрд и 75 млрд — в 2016‑2017 годах. В этом году министерство предлагает выделить на мост 1,5 млрд руб. Антон Силуанов ранее заявлял, что мост войдет в транспортную ФЦП, однако планировал искать средства внутри уже утвержденных расходов.
Строительство нового моста может стать одним из самых дорогих инфраструктурных проектов. Мост через Лену около Якутска обойдется почти в 39 млрд руб., а за построенный в 2012 году к саммиту АТЭС мост на остров Русский во Владивостоке государство заплатило 34 млрд руб.
В начале марта премьер Дмитрий Медведев назначил ответственной за постройку моста ГК «Автодор». Представитель госкомпании сказал РБК, что к ним никаких расчетов от Минэкономразвития не поступало, собственную оценку проекта они еще не завершили, поэтому комментировать неподтвержденные данные не будут.
Пока про мост в Крым достоверно известна лишь стоимость ТЭО, которое до 1 ноября разработает ОАО «Институт по изысканиям и проектированию мостовых переходов «Гипротрансмост», — 375 млн руб. На что предусмотрены еще 1,1 млрд руб. в 2014 году, точно не известно. Вероятно, на разработку стадии «Проект» и проведение инженерных и экологических изысканий, в том числе исследование дна пролива, предполагает руководитель проектов практики «Инфраструктура» консалтинговой группы «НЭО Центр» Евгений Мазур.
Керченский пролив имеет сложное инженерно-геологическое строение дна. На этапе проектирования стоимость может остаться в пределах 1,4‑1,6 млрд долл., а может и увеличиться, не исключает Мазур. Но он уверен, что совмещенный железнодорожный и автомобильный мост должен обойтись дешевле 155 млрд руб.
Принять участие в строительстве моста хотят «Мостотрест» братьев Ротенбергов и УСК «Мост», блокпакет в котором принадлежит Геннадию Тимченко. Каким будет соотношение сторон в проекте, в компаниях не раскрывают. Вчера в «Мостотресте» отказались от комментариев по поводу сметы стройки.