Доктрина Путина
Владимир Путин признался, что крымские власти взяли под контроль полуостров с помощью стоящих «за их спинами» российских военных. Внешнеполитическая риторика президента оказалась менее агрессивной, чем ждали эксперты.
ВЕЖЛИВЫЕ ЛЮДИ
«Зеленые человечки», находившиеся в Крыму, были российскими военнослужащими, следует из ответов Путина в четверг в ходе прямой линии. Отвечая на вопрос о том, кто они такие, Путин заявил, что задача России в Крыму «заключалась в том, чтобы обеспечить условия для свободного волеизъявления крымчан», а «за спиной сил самообороны Крыма, конечно, встали наши военнослужащие».
Во время пресс-конференции 4 марта на вопрос о том, кого представляют одетые в похожую на российскую военную форму люди, блокирующие части украинской армии в Крыму, президент говорил, что это были местные силы самообороны, а любую форму можно купить в магазине.
«Как я вижу, президент Путин признал, что регулярные российские силы были «за спинами» так называемых местных сил в Крыму», — написал в Twitter глава МИД Швеции Карл Бильдт. Признание произошло впервые, написало агентство Reuters.
Прежнее отрицание наличия российских войск в Крыму было своего рода игрой Путина, считает политик Леонид Гозман, теперь он просто перестал отрицать очевидное.
Слова Путина не будут иметь никаких последствий, уверен профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин. Он напоминает, что Украина не пыталась оспорить даже проведение референдума в международных инстанциях. Международные иски не имеют перспектив, а единственной реальной инстанцией, где могли бы быть оспорены действия России, является Совбез ООН, где у России есть право вето, рассуждает директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин.
ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ
По отношению к Европе Путин высказывался миролюбиво. «Особенности России кардинальным, глубинным образом не отличаются от европейских ценностей. Мы все — люди одной цивилизации, — заявил он. — Да, мы все разные, у нас есть свои особенности, но глубинные ценности одинаковые. И мне кажется, нужно, безусловно, стремиться к тому, чтобы нам создавать Европу от Лиссабона до Владивостока».
Про США российский лидер высказался чуть жестче. Он вспомнил о военной операции в Ливии и дал понять, что именно из‑за ее проведения сорвалась «перезагрузка». Напоминая о событиях 2011 года, Путин оправдывает нарушение Россией международного права в Крыму, считает участвовавший в прямой линии немецкий политолог Александр Рар. «США грубо нарушили международное право тогда, а Россия — сейчас, когда провела референдум без согласия Украины и в рекордные сроки при участии российской армии», — считает политолог.
Россия пошла в случае с Ливией на беспрецедентное сотрудничество с Западом, проголосовав за резолюцию Совбеза о закрытии полетов боевой авиации правительства Ливии, а Запад начал войну — такой обман Путин не может забыть, возражает депутат Госдумы Вячеслав Никонов.
Но, вспомнив о Ливии, Путин заговорил примирительно. «Я еще раз хочу подчеркнуть: Россия заинтересована в развитии отношений с Соединенными Штатами и будет все делать для того, чтобы это доверие было восстановлено», — сказал он. Путин счел нужным похвалить Барака Обаму, назвав его «порядочным и мужественным человеком».
Перед четырехсторонней встречей в Женеве по урегулированию Путин решил послать сигнал Западу о том, что он готов договариваться, считает Рар. «За несколько дней до этой прямой линии в российских кругах мне говорили, что Путин поставит Запад на место и опять выступит в том же духе, что и в Кремле перед Федеральным Собранием. Этого не произошло. Путин не хочет идти дальше на конфронтацию», — уверен эксперт.
Говоря об Украине, Путин также сообщил, что Россия не отказывается от сотрудничества с властями этой страны. Он положительно отозвался об основных кандидатах в президенты: отметил, что значительная часть бизнеса Петра Порошенко находится в России (он владеет кондитерской фабрикой в Липецке), а про Юлию Тимошенко вспомнил, что у них «в свое время с ней были достаточно добрые, деловые отношения».
А вот нынешние руководители, по его словам, «совсем сбрендили», двинув на граждан танки и авиацию. При этом Путин туманно ответил на вопрос, будет ли он использовать армию на Украине — сказал только, что у него есть такое право и он очень надеется, что ему не придется им воспользоваться.
Россия будет применять войска на Украине только в том случае, если украинские власти активно задействуют артиллерию и авиацию, констатирует Никонов.