Праздник жизни на 3,5 триллиона
Присоединение Крыма к России послужило только поводом для чиновников заговорить об изменении бюджетной политики. Как стало известно РБК, Минэкономразвития предлагает увеличить расходы федерального бюджета в 2014‑2016 годах на 2 трлн руб. и еще на 1,5 трлн руб. — в 2017 году. Из суммарных 3,5 трлн руб. на развитие Крыма в эти годы предусмотрено лишь 800 млрд руб. Остальные расходы с финансированием полуострова не связаны, следует из предложений ведомства, с которыми ознакомился РБК.
Денег будет много
Несмотря на мрачные прогнозы экономистов, Минэкономразвития не утратило оптимизм. В 2014 году Минэкономразвития ожидает дополнительные доходы минимум в 815 млрд руб., в 2015‑2017 годах — 722 млрд, 483 млрд и 577 млрд руб. соответственно (копии материалов министерства есть у РБК). В документе есть и второй вариант расчета, по которому общая сумма дополнительных доходов за четыре года составит 3 трлн руб. (+378 млрд руб. к первому сценарию).
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил на этой неделе, что федеральный бюджет в 2014 году получит около 900 млрд руб. дополнительных доходов за счет курсовой разницы. «Цифры по дополнительным доходам выглядят очень амбициозно, — говорит директор центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева. — Ожидания по доходам так завышены, потому что есть не менее амбициозный план по увеличению расходов».
Имея «подушку безопасности» в виде дополнительных доходов, Минэкономразвития предлагает изменить бюджетное правило, увеличить бюджетный дефицит с 1 до 2%. Замглавы министерства Андрей Клепач на этой неделе заявил, что, если оставить бюджетное правило в нынешнем виде, рост ВВП в 2014 году составит всего 0,5%. Если же изменить, то экономику удастся разогнать до 1,1%. В последующие годы рост ВВП за счет этой меры будет выше на 0,2–0,6 п.п.
Дополнительные источники финансирования дефицита от «модификации бюджетного правила до 1%» составят 719 млрд руб. в 2014 году, подсчитали чиновники Минэкономразвития. В 2015‑2017 годах, соответственно, это 775 млрд, 839 млрд и 921 млрд руб., в сумме — 3,254 трлн руб. за четырехлетку.
Спор о правиле
Против такого маневра выступает Минфин. На этой неделе министр финансов Антон Силуанов предложил, вместо того чтобы смягчать бюджетное правило и наращивать расходы, напротив, его ужесточить. В нынешних условиях «дорогих» рынков — внешних и внутренних — Минфин предлагает «этот 1% корректировать в меньшую сторону, исходя из ситуации с возможностью заимствований на внутренних и внешних рынках».
Расчет необходимого объема займов упирается в реалистичность ключевых предположений по макропоказателям и рассчитанных на их основе параметров расходов, сказал РБК главный экономист банка ING в России Дмитрий Полевой. «Излишний оптимизм Минэкономразвития в прогнозах чреват недобором доходов и сложностями с исполнением бюджета со стороны Минфина, — говорит аналитик. — Поиск источников финансирования для дополнительных трат должен сфокусироваться на повышении эффективности уже утвержденных расходов». На этом должны сконцентрироваться и Минфин, и Минэкономразвития, добавляет эксперт.
Примерно такую же точку зрения высказывала глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Она призвала сохранить бюджетное правило в своем выступлении на коллегии Минфина на этой неделе. Позицию Минэкономразвития поддерживает первый вице-премьер Игорь Шувалов. По его мнению, изменение бюджетного правила — справедливое решение с учетом появления в России двух новых регионов. Вчера по вопросу о бюджетном правиле высказался президент Владимир Путин. «С учетом рисков в мировой экономике, не только в нашей, я бы все‑таки пока не спешил с изменением бюджетного правила. Но это решение, которое находится в компетенции правительства», — сказал он журналистам после прямой линии.
Не только Крым
На программу развития Крыма Минэкономразвития предлагает потратить только около 650 млрд руб. в 2014‑2017 годах. Это менее 20% от общей суммы дополнительных расходов, которые предлагает министерство. На развитие транспортной инфраструктуры предлагается направить 470,2 млрд, включая 155 млрд на строительство керченского моста. Еще 408,5 млрд руб. за этот же период чиновники министерства хотят выделить на отраслевые госпрограммы. При этом из них всего 48 млрд руб. обозначены как «расходы инвестиционного характера».
Почти триллион рублей расходов Минэкономразвития запланировало в графе «другие расходы инвестхарактера». Сюда включены расходы на федеральные целевые программы «Жилище» в 2011‑2015 годах, «Нацхимбио безопасность», «Пожарная безопасность».
На этом фоне совсем небольшие расходы предлагаются на поддержку малого бизнеса (14,4 млрд руб. в 2016‑2017 годах), на программу инновационных кластеров в регионах (20 млрд руб. на четырехлетку), развитие моногородов (80 млрд руб. до 2016 года). Кроме того, за счет наращивания дефицита федерального бюджета предлагается выделить дополнительные бюджетные кредиты регионам: по 200 млрд руб. в 2014‑2015 годах, по 100 млрд руб. в 2016‑2017 годах.
Все эти цифры с большой вероятностью будут скорректированы после обсуждения в правительстве, считают эксперты. «Обычно Минэкономики готовится к затяжным боям, в том числе с Минфином, и закладывает свободную переговорную позицию, чтобы было что резать», — говорит Цепляева из Сбербанка.
В Минфине не удалось оперативно получить комментарий. Помощник министра экономического развития Елена Лашкина пояснила РБК, что рабочие расчеты министерства сегодня обсуждаются на разных уровнях вместе с прогнозом экономического развития, предлагаются различные версии. На этой неделе прогноз обсуждался на рабочем совещании у премьер-министра, рассмотрение на заседании правительства предварительно назначено на 28 апреля, добавила она.